“Пиковая дама” — одно из тех произведений, с которыми время и культура сыграли злую шутку. Самостоятельной жизнью оно прожило довольно недолго. Современный читатель знает и осмысляет повесть Пушкина в неразрывной связи с одноименной оперой П. И. Чайковского. Более того, оперный фантастический город, блестящий гусар Герман, старая графиня и ее внучка Лиза, наследница всех ее богатств — все эти сценические зримые и слышимые образы, созданные Чайковским-романтиком, подчас заслоняют в нашем восприятии героев пушкинской повести.
Между тем повесть “Пиковая дама” — позднее реалистическое произведение Пушкина. Поведение и поступки главного героя мотивируются местом и временем действия (перед нами “петербургская повесть”), материальным состоянием героя и его положением в обществе. Даже сама тема карт, игры оказывается тесно привязанной к описываемой эпохе. Поэтому изучение повести требует значительного исторического комментария, введения учащихся в особенности быта России XVIII, XIX веков.
Как и другие творения А.С. Пушкина 30-х годов, “Пиковая дама” произведение, открывшее новые темы, поставившее во решением которых займутся писатели последующих поколений. Так, например, Пушкин ставит во о воздействии принципа “все дозволено” на тех, кто ему следует; во о праве на убийство одного человека, старого, мучающего окружающих, ради счастья и процветания молодой жизни; неразрешимый для автора “петербургской повести” во о карточной игре как “самой сильной из страстей” и др. Развивается тема “маленького человека”, рассматривается идея наполеонизма, во власти которой окажутся позднее герои Толстого и Достоевского. “Именно в этот период художественное мастерство поэта достигло особой зрелости и глубины. Создания этих лет…предсказали пути Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова” (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. —СПб: Искусство, 1994)
наутро после неудачного визита к людмиле черномор сидел на кровати разочарованный.вдруг в комнату влетел змий – и превратился в колдунью наину.она предложила ему союз против общих неприятелей.он с радостью согласился и открыл наине секрет своего могущества: никто не может взять верх над ним, не перерубив его бороды. наина злобно предрекла гибель руслану и улетела.
черномор опять пошёл к людмиле, но не нашёл её: княжна пропала из чертога. старый колдун с воплями погнал рабов искать её. куда же делась людмила? встав утром, она стала одеваться и вдруг заметила в углу свалившийся с черномора колпак. людмила примерила его перед зеркалом, потом забавы ради надела задом наперёд – и её изображение в стекле пропало. княжна перевернула колпак на голове – и вновь увидела себя в зеркале. она догадалась, что это шапка-невидимка.
тем временем руслан скакал вперёд и вскоре доехал до поля битвы, усеянного мёртвыми костями и оружием. его собственные щит, меч и панцирь были изрублены во время боя с рогдаем. на поле руслан нашёл себе новое вооружение, ему не удалось лишь подобрать подходящего меча.
отправившись дальше, он заметил вдали огромный холм, который как будто дышал. приблизившись, витязь увидел, что это – огромная голова, храпящая во сне. руслан начал щекотать ей ноздри копьём, но голова чихнула так, что он едва не слетел с коня. разразившись угрозами проглотить потревожившего её нахала, голова начала дуть на витязя. страшный вихрь унёс руслана далеко в поле. голова хохотала над ним. собравшись с силами, руслан всё же подскочил ближе и всадил чудовищу копьё в язык, а потом ударил голову в щёку тяжёлой ратной рукавицей так, что она перевернулась и откатилась. на месте, где лежала голова, руслан увидел сверкающий богатырский меч. схватив его, он уже собирался обрубить голове нос и уши, но та стала жалобно молить прощения – и рассказала свою .
когда-то голова принадлежала славному витязю, не знавшему себе равных в битвах. за силу и храбрость его возненавидел младший брат – черномор, позор семьи, колдун, рождённый карликом. волшебная сила черномора заключалась в его бороде: он оставался неуязвимым, доколе её не отрубить. раз хитрый черномор поведал старшему брату, что прочёл в волшебных книгах о чудесном мече, хранимом далеко, под замками в подвале. черномор уверял, что этому мечу суждено погубить их обоих: брату он отрубит голову, а ему самому – магическую бороду. им нужно любыми средствами добыть это оружие.
старший брат-богатырь двинулся в путь, посадив на плечо черномора, который указывал дорогу. меч был найден, но братья заспорили о том, кто будет им владеть. хитрый черномор предложил обоим лечь на землю. кто первый услышит в её недрах звон, тот и будет обладателем меча. простоватый старший брат поверил злодею и растянулся на земле, но черномор схватил меч и обезглавил его. тело богатыря истлело, однако голове черномор волшебством сохранил жизнь и перенёс её в далёкий край, где ей предстояло вечно стеречь заклятый меч.
поведав об этом, голова просила руслана при этого меча отомстить за неё коварному колдуну.
“Пиковая дама” — одно из тех произведений, с которыми время и культура сыграли злую шутку. Самостоятельной жизнью оно прожило довольно недолго. Современный читатель знает и осмысляет повесть Пушкина в неразрывной связи с одноименной оперой П. И. Чайковского. Более того, оперный фантастический город, блестящий гусар Герман, старая графиня и ее внучка Лиза, наследница всех ее богатств — все эти сценические зримые и слышимые образы, созданные Чайковским-романтиком, подчас заслоняют в нашем восприятии героев пушкинской повести.
Между тем повесть “Пиковая дама” — позднее реалистическое произведение Пушкина. Поведение и поступки главного героя мотивируются местом и временем действия (перед нами “петербургская повесть”), материальным состоянием героя и его положением в обществе. Даже сама тема карт, игры оказывается тесно привязанной к описываемой эпохе. Поэтому изучение повести требует значительного исторического комментария, введения учащихся в особенности быта России XVIII, XIX веков.
Как и другие творения А.С. Пушкина 30-х годов, “Пиковая дама” произведение, открывшее новые темы, поставившее во решением которых займутся писатели последующих поколений. Так, например, Пушкин ставит во о воздействии принципа “все дозволено” на тех, кто ему следует; во о праве на убийство одного человека, старого, мучающего окружающих, ради счастья и процветания молодой жизни; неразрешимый для автора “петербургской повести” во о карточной игре как “самой сильной из страстей” и др. Развивается тема “маленького человека”, рассматривается идея наполеонизма, во власти которой окажутся позднее герои Толстого и Достоевского. “Именно в этот период художественное мастерство поэта достигло особой зрелости и глубины. Создания этих лет…предсказали пути Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова” (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. —СПб: Искусство, 1994)
Объяснение:
наутро после неудачного визита к людмиле черномор сидел на кровати разочарованный.вдруг в комнату влетел змий – и превратился в колдунью наину.она предложила ему союз против общих неприятелей.он с радостью согласился и открыл наине секрет своего могущества: никто не может взять верх над ним, не перерубив его бороды. наина злобно предрекла гибель руслану и улетела.
черномор опять пошёл к людмиле, но не нашёл её: княжна пропала из чертога. старый колдун с воплями погнал рабов искать её. куда же делась людмила? встав утром, она стала одеваться и вдруг заметила в углу свалившийся с черномора колпак. людмила примерила его перед зеркалом, потом забавы ради надела задом наперёд – и её изображение в стекле пропало. княжна перевернула колпак на голове – и вновь увидела себя в зеркале. она догадалась, что это шапка-невидимка.
тем временем руслан скакал вперёд и вскоре доехал до поля битвы, усеянного мёртвыми костями и оружием. его собственные щит, меч и панцирь были изрублены во время боя с рогдаем. на поле руслан нашёл себе новое вооружение, ему не удалось лишь подобрать подходящего меча.
отправившись дальше, он заметил вдали огромный холм, который как будто дышал. приблизившись, витязь увидел, что это – огромная голова, храпящая во сне. руслан начал щекотать ей ноздри копьём, но голова чихнула так, что он едва не слетел с коня. разразившись угрозами проглотить потревожившего её нахала, голова начала дуть на витязя. страшный вихрь унёс руслана далеко в поле. голова хохотала над ним. собравшись с силами, руслан всё же подскочил ближе и всадил чудовищу копьё в язык, а потом ударил голову в щёку тяжёлой ратной рукавицей так, что она перевернулась и откатилась. на месте, где лежала голова, руслан увидел сверкающий богатырский меч. схватив его, он уже собирался обрубить голове нос и уши, но та стала жалобно молить прощения – и рассказала свою .
когда-то голова принадлежала славному витязю, не знавшему себе равных в битвах. за силу и храбрость его возненавидел младший брат – черномор, позор семьи, колдун, рождённый карликом. волшебная сила черномора заключалась в его бороде: он оставался неуязвимым, доколе её не отрубить. раз хитрый черномор поведал старшему брату, что прочёл в волшебных книгах о чудесном мече, хранимом далеко, под замками в подвале. черномор уверял, что этому мечу суждено погубить их обоих: брату он отрубит голову, а ему самому – магическую бороду. им нужно любыми средствами добыть это оружие.
старший брат-богатырь двинулся в путь, посадив на плечо черномора, который указывал дорогу. меч был найден, но братья заспорили о том, кто будет им владеть. хитрый черномор предложил обоим лечь на землю. кто первый услышит в её недрах звон, тот и будет обладателем меча. простоватый старший брат поверил злодею и растянулся на земле, но черномор схватил меч и обезглавил его. тело богатыря истлело, однако голове черномор волшебством сохранил жизнь и перенёс её в далёкий край, где ей предстояло вечно стеречь заклятый меч.
поведав об этом, голова просила руслана при этого меча отомстить за неё коварному колдуну.
подробнее - на -