Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии.Отец Александра Ивановича был секретарем мирового судьи. В 1871 году, вскоре после рождения сына, он умер от холеры.Мать Александра Ивановича происходила из рода обедневших татарских князей Кулунчаковых.1873 год - мать Куприна вместе с сыном поселяется в московском Кудринском вдовьем доме, атмосферу которого писатель воспроизведет позже в рассказе "Святая ложь".1876 год - Куприн отдан в московский Разумовский благотворительный сиротский пансион.1888 - 1890 гг. - Куприн учится в Московском Александровском военном училище. Выпущен в чине подпоручика. Впечатления от обучения в военных учебных заведениях позже легли в основу повести "На переломе (Кадеты)" и романа "Юнкера".1889 год - Куприн публикует свое первое произведение в журнале "Русский сатирический листок". Это был сентиментально-романтический рассказ"Последний дебют". В основу сюжета легла небезызвестная в то время история о самоубийстве провинциальной актрисы Е.П. Кадминой. За публикацию рассказа писатель был заключен на гауптвахту - юнкера не имели права печатать свои произведения без особого разрешения начальства..1896 год - у Куприна выходит книга нравоописательных очерков "Киевские типы".Декабрь 1896 года - в журнале "Русское богатство" опубликована повесть А.И. Куприна "Молох".1897 год - выходит сборник рассказов А.И. Куприна "Миниатюры".Этот же год - писатель путешествует по Волынской губернии. На впечатлениях, полученных во время этого путешествия, был выстроен цикл "Полесские рассказы": "Олеся", "В лесной глуши", "Оборотень", "На глухарей".1901 год - Куприн переезжает в Петербург. Здесь некоторое время он заведует отделом беллетристики "Журнала для всех".1903 год - рождение дочери Лидии.1900-е годы - Куприн активно печатается в петербургских журналах "Русское богатство", "Мир Божий", "Журнал для всех" и других. На свет выходят его рассказы, рецензии и критические статьи. В этот период написаны рассказы "В цирке", "Болото", "Трус", "Конокрады", "Жидовка", "Белый пудель" и повесть "Поединок". В это же время Куприн вливается в литературное окружение М. Горького.Вторая половина 1900-х годов - в творчестве Куприна усиливается социальная тематика. Примером этому могут послужить рассказы "Река жизни", "Свадьба", очерк "События в Севастополе". В некоторых рассказах возникает проблема "маленького человека": "Гамбринус", "Святая ложь", "Гранатовый браслет".1907 год - Куприн женится во второй раз. Его жена - Е.М. Гейнрих, племянница Д.Н. Мамина-Сибиряка.1909 год - написана первая часть повести "Яма".1915 год - написана вторая часть повести "Яма".1916 год - написана третья часть повести "Яма".Период Первой мировой войны - Куприн-патриот организует госпиталь для раненых солдат в Гатчине.1917 год - Куприн положительно относится к Февральской революции. Работает редактором газеты "Свободная Россия", издававшейся партией левых эсеров. К событиям октября 1917 года Куприн отнесся неоднозначно: он верил в "кристальную чистоту" вождей революции, но опасался за культурное наследие России и будущее всего человечества. Свои опасения писатель изложил в рассказе "Старость мира".1918 год - стопроцентно отрицательно Куприн воспринял проводимую большевиками политику военного коммунизма и террор. В газете "Петроградское эхо" писатель выступил против насилия и в защиту свободы слова.1918 - 1919 гг. - Куприн работает в издательстве "Всемирная литература", созданном М. Горьким. После прихода в Гатчину белых войск, редактирует газету "Приневский край" (издававшуюся штабом Юденича).Октябрь 1919 года - Куприн с семьей уезжает сначала в Финляндию, а затем в Париж. В общей сложности Куприн провел в эмиграции 17 лет. В первые годы сотрудничал с русскоязычными изданиями, описывая послеоктябрьские события в России.1920 - 1930-е гг. - Куприн выпускает циклы очерков "Юг благословенный", "Париж домашний"; сборники рассказов "Купол Св. Исаакия Далматского", "Колесо времени", "Елань". В эти же годы выходит роман "Жанетта. Принцесса четырех улиц". Основная тема произведений этого периода - жизнь в России до 1917 года. Тоскуя по родине, Куприн пишет повести и рассказы на темы русской истории ("Тень императора"), русской природы ("Ночная фиалка"). Из-под его пера выходят также сказки и легенды ("Синяя звезда", "Четверо нищих", "Кисмет").1932 год - завершен автобиографический роман "Юнкера".Май 1937 года - Куприн с семьей возвращаются в Россию. Писатель уже смертельно болен - у него рак пищевода. Поводов для возвращения было множество: и ностальгия, и материальные затруднения, и сложности с публикацией произведений в эмигрантской печати. Активная советская пропаганда тоже сделала свое дело.1937 год - в советских газетах печатаются интервью с писателем и его публицистический очерк "Москва родная".25 августа 1938 года - А.И. Куприн умирает. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище.
«Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть».В. Гроссман.Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве – одна из важнейших в произведениях А. Платонова, Солженицына, Гроссмана, Ю. Домбровского... И трагизм этот заключается не только в кровавом произволе и беззакониях сталинского режима. Репрессии, обрушившихся на миллионы невинных людей, стали серьезным испытанием на прочность самой человеческой природы. Как трудно было не струсить, не предать, остаться самим собой!Роман Юрия Осиповича Домбровского «Хранитель древностей», написанный в 1964 году, является первой частью дилогии «Факультет ненужных вещей». Действие романа переносит нас в 30-е годы ХХ века. В Европе набирает силу фашизм. Судороги безумия охватывают целые страны. Одновременно с этим в СССР поднялась кровавая волна сталинских репрессий, направленных против «социально чуждых элементов, шпионов, диверсантов и вредителей». Один из героев романа находит удивительно точные слова для характеристики происходящего: «Очень строгое время наступает».В стране намеренно нагнетается атмосфера осажденного лагеря, изолированного от всего мира. «Строгое время» косило прежде всего невинных. По-разному реагируют люди на вопиющую несправедливость. Иные безропотно принимают приговор судьбы (доктор Блиндерман). Покорная обреченность сквозит в голосе музейного завхоза, не смеющего протестовать против собственного ареста: «Ну что ж, ничего не поделаешь». Иные (бригадир Потапов, хранитель древностей) находят в себе силы для духовного противостояния, чем совершают самое страшное преступление против тоталитарной системы. Не случайно диктаторские режимы всегда направляют основную тяжесть своего удара против наиболее умных, талантливых, смелых людей.Итак, тоталитарная система и человек в этой системе, его судьба, его желание противостоять несправедливости – вот предмет художественного исследования писателя.Список жертв диктаторского режима впечатляет: умирает в ссылке безобидный доктор Блиндерман, ждет ареста бригадир Потапов… Неопределенна судьба редактора республиканской газеты, посмевшего предоставить ее страницы «классовому врагу» – музейному археологу, получившему за свое пристрастие к древнейшей истории Семиречья прозвище «хранитель древностей».Главный герой умеет дорожить историей. В тяжкую годину гонений на классовых врагов он не отрекается от собственных истоков. Да, он сын присяжного поверенного. И что же в этом плохого? Герой романа находит точку опоры в достижении духовных и культурных ценностей разных эпох. Отсюда интерес к архитектору Андрею Павловичу Зенкову, художнику Хлудову, краеведу Иосифу Антоновичу Кастанье.Трагедия хранителя древностей заключается в том, что ему приходится быть свидетелем целенаправленного уничтожения дореволюционной культуры. Целые тысячелетия человеческой истории пытаются втиснуть в прокрустово ложе марксистско-ленинской утопии. Столкновение с правоверной коммунисткой Аюповой из-за статьи о республиканской библиотеке – это лишь начало схватки героя с тоталитарным государством.Почти каждый персонаж романа поставлен перед выбором: остаться самим собой и жестоко поплатиться за это или предать, превратиться в доносчика. Не является исключением и хранитель древностей. Его «обрабатывают» особенно тщательно. Очаровательная аспирантка института права Софа Якушева на деле оказывается «работницей особого отдела, только недавно, после окончания института, принятой на службу и выполнявшей свое первое задание». Отказ хранителя древностей сотрудничать с «органами» предопределяет его собственную трагическую судьбу… И все же финал романа рисует не силу, а слабость тоталитарного государства.Духовно свободный человек, по мысли автора, останется свободным везде. Книга Домбровского «Хранитель древностей» укрепила во мне веру в то, что даже в бесчеловечных условиях тоталитарного государства человек может и должен оставаться человеком, «судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть».