Отношение общества к искусству: какое оно? Такой во стоит в центре рассказа Р. Брэдбери "Улыбка". Перед нами два типа персонажей: Григсби и толпа, с одной стороны, с другой - Том, и, вероятно, автор. Толпа состоит из "людей" будущего (2061 год), которые ненавидят искусство, науку и технологии, считают, что именно они виноваты в поломанной жизни и судьбах ("Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало"). Люди устраивают необычные праздники-митинги: сжигают и рвут книги на площади, ломают автомобили (праздник науки). В центре рассказа очередной праздник-выставка искусства, на котором толпа рвет и оплевывает копию картины Леонардо "Мона Лиза".
Всеобщему безумию противостоит один персонаж - маленький мальчик Том, "человек с душой", "человек, у которого душа лежит к красивому". Ничего не зная заранее, он, видя Джоконду впервые, сразу чувствует, что изображенная женщина прекрасна, пытается хотя бы фрагмент холста - улыбку Мона Лизы.
Как мы можем истолковать этот сюжет по отношению к настоящей действительности? (а мы всегда помним о том, что в центре любого произведения искусства - человек в современной парадигме). Оплевывают ли сегодня произведения искусства? Можно однозначно сказать, что да. Мы плюем на шедевры мирового творчества в переносном смысле этого слова - не изучаем художественное наследие, не поддерживаем современных художников, не ходим в музеи. Мы ничем не лучше этих Григсби, наше сердце, по большому счету, и не понимает красоты.
Попробуем погрузиться в смысл рассказа еще на несколько ступеней. Почему в центре работа именно Леонардо да Винчи "Мона Лиза". С одной стороны, ответ можно связать с историческим фактом - выставка этой картины в США в 60-е годы (вероятно, автор был на ней или знал о событии), а также с тем, что это самая дорогая (бесценная) работа среди всего мирового художественного наследия. Важно, что эта картина Леонардо принадлежит к эпохе итальянского Возрождения, в центре которого - человек, деятельный, создающий мир, а не разрушающий его. Таким человеком в рассказе выступает Том. Он чувствует красоту, стремится борется с несправедливостью насколько это возможно.
Сцена оплевания картины имеет фоновую параллель с Евангельским сюжетом оплевания и бичевания Христа. Творец и творение, источники творчества, вдохновения - еще одно семантическое поле для рассуждения.
Рассказ "Улыбка", как и большинство рассказов Брэдбери", - гуманистичен и заставляет задуматься о роли искусства в нашей жизни и нашей персональной творческой роли в мире.
Тема искусства. Рассказ Р. Брэдбери "Улыбка"
6 апреля
Отношение общества к искусству: какое оно? Такой во стоит в центре рассказа Р. Брэдбери "Улыбка". Перед нами два типа персонажей: Григсби и толпа, с одной стороны, с другой - Том, и, вероятно, автор. Толпа состоит из "людей" будущего (2061 год), которые ненавидят искусство, науку и технологии, считают, что именно они виноваты в поломанной жизни и судьбах ("Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало"). Люди устраивают необычные праздники-митинги: сжигают и рвут книги на площади, ломают автомобили (праздник науки). В центре рассказа очередной праздник-выставка искусства, на котором толпа рвет и оплевывает копию картины Леонардо "Мона Лиза".
Всеобщему безумию противостоит один персонаж - маленький мальчик Том, "человек с душой", "человек, у которого душа лежит к красивому". Ничего не зная заранее, он, видя Джоконду впервые, сразу чувствует, что изображенная женщина прекрасна, пытается хотя бы фрагмент холста - улыбку Мона Лизы.
Как мы можем истолковать этот сюжет по отношению к настоящей действительности? (а мы всегда помним о том, что в центре любого произведения искусства - человек в современной парадигме). Оплевывают ли сегодня произведения искусства? Можно однозначно сказать, что да. Мы плюем на шедевры мирового творчества в переносном смысле этого слова - не изучаем художественное наследие, не поддерживаем современных художников, не ходим в музеи. Мы ничем не лучше этих Григсби, наше сердце, по большому счету, и не понимает красоты.
Попробуем погрузиться в смысл рассказа еще на несколько ступеней. Почему в центре работа именно Леонардо да Винчи "Мона Лиза". С одной стороны, ответ можно связать с историческим фактом - выставка этой картины в США в 60-е годы (вероятно, автор был на ней или знал о событии), а также с тем, что это самая дорогая (бесценная) работа среди всего мирового художественного наследия. Важно, что эта картина Леонардо принадлежит к эпохе итальянского Возрождения, в центре которого - человек, деятельный, создающий мир, а не разрушающий его. Таким человеком в рассказе выступает Том. Он чувствует красоту, стремится борется с несправедливостью насколько это возможно.
Сцена оплевания картины имеет фоновую параллель с Евангельским сюжетом оплевания и бичевания Христа. Творец и творение, источники творчества, вдохновения - еще одно семантическое поле для рассуждения.
Рассказ "Улыбка", как и большинство рассказов Брэдбери", - гуманистичен и заставляет задуматься о роли искусства в нашей жизни и нашей персональной творческой роли в мире.
Объяснение: