Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле. Болото бережно сохраняет их, накапливая могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией. Поэтому и называют болото «кладовой солнца». Такие кладовые разыскиваем мы, геологи. Эта история произошла в конце войны, в селе возле Блудова болота, что в Переславль-Залесском районе.
В соседнем от нас доме жили брат с сестрой. Двенадцатилетнюю девочку звали Настей, а её десятилетнего брата — Митрашей. Дети недавно осиротели — «их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Дети были очень милые. «Настя была как Золотая курочка на высоких ножках» с личиком, усыпанным золотистыми веснушками. Митраша был невысоким, плотным, упрямым и сильным. Соседи называли его «мужичок в мешочке». Сначала им всем селом, а потом дети сами научились управляться с хозяйством и оказались очень самостоятельными.
Однажды весной дети решили пойти за клюквой. Обычно эту ягоду собирают осенью, но пролежав зиму под снегом, она становится вкуснее и полезнее. Митраша взял отцовское ружьё и компас, Настя — огромную корзину и еды. Когда-то отец рассказывал им, что в Блудовом болоте, возле Слепой елани есть нетронутая полянка, усыпанная ягодой. Туда-то дети и направились.
Вышли они затемно. Птицы ещё не пели, только за рекой слышался вой Серого Помещика — самого страшного волка в округе. К развилке дети подошли, когда солнце уже встало. Тут и вышел у них спор. Митраша хотел идти по компасу на север, как отец говорил, только северная тропка была нехоженой, чуть заметной. Настя хотела пойти торной тропой. Дети поругались, и каждый повернул на свою тропку.
Тем временем неподалёку Травка, собака лесника Антипыча. Лесник умер, и его верная собака осталась жить под остатками дома. Травке было тоскливо без хозяина. Она завыла, и этот вой услыхал Серый Помещик. В голодные весенние дни он питался, в основном, собаками, и теперь побежал на вой Травки. Однако вскоре вой прекратился — собака погнала зайца. Во время погони она учуяла запах маленьких людей, один из которых нёс хлеб. По этому-то следу Травка и побежала.
Между тем компас привёл Митрашу прямо к Слепой елани. Здесь еле заметная тропка делала крюк, и мальчик решил его срезать напрямки. Впереди лежала ровная и чистая полянка. Митраша не знал, что это и есть гибельная топь. Мальчик больше половины, когда елань начала его засасывать. В одно мгновение он провалился по пояс. Митраше оставалось только лечь грудью на ружьё и застыть. Внезапно мальчик услышал, как его окликает сестра. Он отозвался, но ветер отнёс его крик в другую сторону, и Настя не услышала.
Всё это время девочка шла по утоптанной тропе, которая тоже вела к Слепой елани, только в обход. В конце тропы она наткнулась на то самое клюквенное место, и начала собирать ягоду, забыв обо всём. О брате она вспомнила только к вечеру — еда-то осталась у неё, а Митраша так и ходит голодный. Оглянувшись, девочка увидела Травку, которую привёл к ней запах съестного. Настя вспомнила собаку Антипыча. От тревоги за брата девочка заплакала, а Травка старалась её утешить. Она завыла, и Серый Помещик поспешил на звук. Вдруг собака снова почуяла запах зайца, помчалась за ним, выскочила на Слепую елань и увидела там ещё одного маленького человека.
Митрашка, совсем замёрзший в холодной трясине. увидел собаку. Это был его последний шанс Ласковым голосом он подманил Травку. Когда лёгкая собака подошла совсем близко, Митраша крепко ухватил её за задние лапы, и Травка вытащила мальчика из трясины.
Мальчик был голоден. Он решил подстрелить зайца, которого выгнала к нему умная собака. Он зарядил ружьё, изготовился, и вдруг совсем рядом увидел волчью морду. Выстрелил Митраша почти в упор и окончил долгую жизнь Серого Помещика. Выстрел услыхала Настя. Брат с сестрой провели ночь на болоте, а утром вернулись домой с тяжёлой корзиной и рассказом о волке. Те, кто поверил Митраше, пошли на елань и привезли мёртвого волка. С тех пор мальчик стал героем. К концу войны его уже не называли «мужичком в мешочке», так он вырос. Настя долго корила себя за жадность к клюкве и отдала всю полезную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда.
Поэзия Ивана Алексеевича Бунина воспевает красоту природы. Наблюдая изменения в природе, поэт изображает своё восприятие, используя поэтические тропы*.
Стихотворение "Бушует полая вода..." написано в одна тысяча восемьсот девяносто втором году и относится к раннему периоду творчества Ивана Алексеевича Бунина.
Сюжет стихотворения - один весенний день, наполненный яркими событиями в природе. Автор отмечает изменения, вызванные приходом весны, и делится чувствами.
Ритм стихотворения - размеренный, спокойный. Автор передаёт глубокие переживания. Приход большой воды, тёплое весеннее солнце, чистое небо - всё это производит сильное впечатление и побуждает поэта говорить медленно, уверенно.
В стихотворении, посвящённом весне, взгляду читателя предстаёт не один образ или событие. Стихотворение представляет собой ряд картин, сменяющих друг друга.
Изображение бушующей воды сменяется изображением пролетающих грачей. Затем поэт передаёт воспоминания утра и полдня:
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут...
После он снова рассказывает о том, что наблюдает в данный момент, изображая "рыхлые облака", "невинное небо", "ласковое солнце".
Такое повествование говорит о силе воздействия явлений природы. Это похоже на сказку. Иван Бунин радуется приходу весны, и вместе с ним радуется всё живое, о чём поэт торжественно восклицает:
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь...
В этом четверостишии ритм ускоряется, речь становится живой, импульсивной.
Жаркие дни на подходе. А сейчас кроткая нежная весна вступает в свои права, приглашая всё живое к обновлению. Приятные ощущения не покидают поэта. И эти чувства являются основой произведения о весне.
В стихотворении есть олицетворения: грачи кричат "весело и важно", "густые белые пары напоены теплом и светом", "невинно небо голубеет".
Эпитеты: вода "шумит и глухо и протяжно", "солнце ласковое", "тёплый запах талых крыш", "ветер, мягкий и сырой".
*Поэтические тропы - это слова и фразы в переносном значении; стилистические приёмы, которые делают стихотворение выразительным. Олицетворения, метафоры, эпитеты - это некоторые виды поэтических тропов.
Объяснение:
Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле. Болото бережно сохраняет их, накапливая могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией. Поэтому и называют болото «кладовой солнца». Такие кладовые разыскиваем мы, геологи. Эта история произошла в конце войны, в селе возле Блудова болота, что в Переславль-Залесском районе.
В соседнем от нас доме жили брат с сестрой. Двенадцатилетнюю девочку звали Настей, а её десятилетнего брата — Митрашей. Дети недавно осиротели — «их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Дети были очень милые. «Настя была как Золотая курочка на высоких ножках» с личиком, усыпанным золотистыми веснушками. Митраша был невысоким, плотным, упрямым и сильным. Соседи называли его «мужичок в мешочке». Сначала им всем селом, а потом дети сами научились управляться с хозяйством и оказались очень самостоятельными.
Однажды весной дети решили пойти за клюквой. Обычно эту ягоду собирают осенью, но пролежав зиму под снегом, она становится вкуснее и полезнее. Митраша взял отцовское ружьё и компас, Настя — огромную корзину и еды. Когда-то отец рассказывал им, что в Блудовом болоте, возле Слепой елани есть нетронутая полянка, усыпанная ягодой. Туда-то дети и направились.
Вышли они затемно. Птицы ещё не пели, только за рекой слышался вой Серого Помещика — самого страшного волка в округе. К развилке дети подошли, когда солнце уже встало. Тут и вышел у них спор. Митраша хотел идти по компасу на север, как отец говорил, только северная тропка была нехоженой, чуть заметной. Настя хотела пойти торной тропой. Дети поругались, и каждый повернул на свою тропку.
Тем временем неподалёку Травка, собака лесника Антипыча. Лесник умер, и его верная собака осталась жить под остатками дома. Травке было тоскливо без хозяина. Она завыла, и этот вой услыхал Серый Помещик. В голодные весенние дни он питался, в основном, собаками, и теперь побежал на вой Травки. Однако вскоре вой прекратился — собака погнала зайца. Во время погони она учуяла запах маленьких людей, один из которых нёс хлеб. По этому-то следу Травка и побежала.
Между тем компас привёл Митрашу прямо к Слепой елани. Здесь еле заметная тропка делала крюк, и мальчик решил его срезать напрямки. Впереди лежала ровная и чистая полянка. Митраша не знал, что это и есть гибельная топь. Мальчик больше половины, когда елань начала его засасывать. В одно мгновение он провалился по пояс. Митраше оставалось только лечь грудью на ружьё и застыть. Внезапно мальчик услышал, как его окликает сестра. Он отозвался, но ветер отнёс его крик в другую сторону, и Настя не услышала.
Всё это время девочка шла по утоптанной тропе, которая тоже вела к Слепой елани, только в обход. В конце тропы она наткнулась на то самое клюквенное место, и начала собирать ягоду, забыв обо всём. О брате она вспомнила только к вечеру — еда-то осталась у неё, а Митраша так и ходит голодный. Оглянувшись, девочка увидела Травку, которую привёл к ней запах съестного. Настя вспомнила собаку Антипыча. От тревоги за брата девочка заплакала, а Травка старалась её утешить. Она завыла, и Серый Помещик поспешил на звук. Вдруг собака снова почуяла запах зайца, помчалась за ним, выскочила на Слепую елань и увидела там ещё одного маленького человека.
Митрашка, совсем замёрзший в холодной трясине. увидел собаку. Это был его последний шанс Ласковым голосом он подманил Травку. Когда лёгкая собака подошла совсем близко, Митраша крепко ухватил её за задние лапы, и Травка вытащила мальчика из трясины.
Мальчик был голоден. Он решил подстрелить зайца, которого выгнала к нему умная собака. Он зарядил ружьё, изготовился, и вдруг совсем рядом увидел волчью морду. Выстрелил Митраша почти в упор и окончил долгую жизнь Серого Помещика. Выстрел услыхала Настя. Брат с сестрой провели ночь на болоте, а утром вернулись домой с тяжёлой корзиной и рассказом о волке. Те, кто поверил Митраше, пошли на елань и привезли мёртвого волка. С тех пор мальчик стал героем. К концу войны его уже не называли «мужичком в мешочке», так он вырос. Настя долго корила себя за жадность к клюкве и отдала всю полезную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда.
Поэзия Ивана Алексеевича Бунина воспевает красоту природы. Наблюдая изменения в природе, поэт изображает своё восприятие, используя поэтические тропы*.
Стихотворение "Бушует полая вода..." написано в одна тысяча восемьсот девяносто втором году и относится к раннему периоду творчества Ивана Алексеевича Бунина.
Сюжет стихотворения - один весенний день, наполненный яркими событиями в природе. Автор отмечает изменения, вызванные приходом весны, и делится чувствами.
Ритм стихотворения - размеренный, спокойный. Автор передаёт глубокие переживания. Приход большой воды, тёплое весеннее солнце, чистое небо - всё это производит сильное впечатление и побуждает поэта говорить медленно, уверенно.
В стихотворении, посвящённом весне, взгляду читателя предстаёт не один образ или событие. Стихотворение представляет собой ряд картин, сменяющих друг друга.
Изображение бушующей воды сменяется изображением пролетающих грачей. Затем поэт передаёт воспоминания утра и полдня:
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут...
После он снова рассказывает о том, что наблюдает в данный момент, изображая "рыхлые облака", "невинное небо", "ласковое солнце".
Такое повествование говорит о силе воздействия явлений природы. Это похоже на сказку. Иван Бунин радуется приходу весны, и вместе с ним радуется всё живое, о чём поэт торжественно восклицает:
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь...
В этом четверостишии ритм ускоряется, речь становится живой, импульсивной.
Жаркие дни на подходе. А сейчас кроткая нежная весна вступает в свои права, приглашая всё живое к обновлению. Приятные ощущения не покидают поэта. И эти чувства являются основой произведения о весне.
В стихотворении есть олицетворения: грачи кричат "весело и важно", "густые белые пары напоены теплом и светом", "невинно небо голубеет".
Эпитеты: вода "шумит и глухо и протяжно", "солнце ласковое", "тёплый запах талых крыш", "ветер, мягкий и сырой".
*Поэтические тропы - это слова и фразы в переносном значении; стилистические приёмы, которые делают стихотворение выразительным. Олицетворения, метафоры, эпитеты - это некоторые виды поэтических тропов.