Каким образом в сцене происходит саморазоблачение простаковых и скотинина? г-жа простакова (софье). что так весела, матушка, чему обрадовалась? софья. я получила сейчас радостное известие. дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в москву приехал. вот письмо, которое я от него теперь получила. г-жа простакова (испугавшись, с злобою). как! стародум, твой дядюшка, жив! и ты изволишь затевать, что он воскрес! вот изрядный вымысел! софья. да он никогда не умирал. г-жа простакова. не умирал! а разве ему и умереть нельзя? нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтоб мы дали тебе волю. дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдёт меня выручить. вот чему ты рада, сударыня; однако, , не веселись; дядюшка твой, конечно, не воскресал. скотинин. сестра! ну, да коли не умирал? простаков. избави боже, коли он не умирал! г-жа простакова (к мужу). как не умирал! что ты бабушку путаешь? разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? неужто-таки и грешные-то мои молитвы не доходили! (к софье.) письмецо-то мне . (почти вырывает.) я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное. и догадываюсь, от кого. это от того офицера, который искал на тебе жениться и за которого ты сама итти хотела. да которая бестия без моего спросу отдаёт тебе письма! я доберусь. вот до чего дожили. к девушкам письма пишут! девушки грамоте умеют! софья. прочтите его сами, сударыня. вы увидите, что ничего невиннее быть не может. г-жа простакова. прочтите его сами! нет, сударыня, я бога не так воспитана. я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (к мужу.) читай. простаков (долго смотря). мудрено. г-жа простакова. и тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу. братец, причти, потрудись. скотинин. я от роду ничего не читывал, сестрица! бог меня избавил этой скуки. софья. позвольте мне прочесть. г-жа простакова. о, матушка! знаю, что ты мастерица, да лих не тебе верю. вот, я чаю, учитель митрофанушкин скоро придёт. ему скотинин. а уж зачали молодца учить грамоте? г-жа простакова. ах, батюшка братец! уж года четыре как учится. нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать митрофанушку. троим учителям денежки платим. для грамоты ходит к нему дьячок от покрова, кутейкин. арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант цыфиркин. оба они приходят сюда из города. ведь от нас и город в трёх верстах, батюшка. по-французски и всем наукам обучает его вральман. этому по триста рубликов на год. сажаем за стол с собою. бельё его наши бабы моют. куда надобно – лошадь. за столом стакан вина. на ночь сальная свеча, и парик направляет наш же фомка даром. правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. он ребёнка не неволит. ведь, мой батюшка, пока митрофанушка ещё в недорослях, пота* его и понежить а там лет через десяток, как войдёт, избави боже, в службу, всего натерпится. как кому счастие на роду написано, братец. из нашей же фамилии простаковых смотри-тка, на боку лёжа, летят себе в чины**. чем же плоше их митрофанушка? (д.и. фонвизин. «недоросль») в чём софья противопоставлена семье простаковых?
Н. С. Лесков написал много произведений о народе. Это один из первых русских писателей, описавших простого русского крестьянина со всеми свойственными ему индивидуальными чертами. Поначалу современники не ценили творчество Лескова, так как оно казалось им непонятным, но со временем вклад писателя в область литературы стал очевидным. Он работал в разных жанрах, но сказ «Левша» относится к былинному жанру, в котором все происходящие события тесно переплетаются с реальной жизнью.
Герой рассказа - простой, ничем не примечательный труженик из Тулы, которому поручают очень важный государственный заказ. Внешне он ничем не выделяется, разве что родимым пятном на щеке и залысинами на голове, образовавшимися во время упорного ученья. Одежда его небрежна и бедна. Тем не менее, Левша обладает широкой душой и золотыми руками. Он искренне любит свою страну, свой край родной и, попав к чужеземцам, не скрывает своего патриотизма. В этом с ним схож донской атаман граф Платов, который при виде европейской танцующей блохи, сразу же определил, что русские мастера могут создать более сложный механизм.