Вотличие от греческой мифологии, которая уже с vii в. до н. э. стала объектом обработки и творческого обогащения жрецами, поэтами, писателями и специальными мифографами, славянская мифология, как "жизнь богов", осталась неописанной. славяне подобно дpyгим индоевpопейским поднялись с низшей стyпени демонологии, связанной с магией, к высшим фоpмам pелигии. однако нам об этом процессе известно мало. то, что мы знаем, - это главным обpазом богатейший мир низших дyхов и магии, который окpyжал славянина. этот миp дyхов и магия лежали в основе религиозного миpовоззpения славян с древнейших времен и до конца языческого периода. средневековые писатели - летописцы и церковные проповедники -- следовали традициям древнехристианских отцов церкви, которые бичевали и высмеивали античное язычество, но не описывали его так, как оно было вокруг и въяве. так же поступали и авторы. они обращались к той аудитории, которая была полна языческих помыслов, действий, постоянных колдовских заклинаний, которая избегала церковной службы и охотно участвовала в красочных и хмельных разгульных и всенародных языческих игрищах. поэтому они не столько описывали, сколько порицали.
Крупнейшим поэтом XVIII в. был Гавриил Романович Державин (1743—1816). Творчество Державина развивалось в период, когда усилились народные волнения. Особенно мощным было крестьянское движение под руководством Емельяна Пугачева. В поэзии Державина соединились воспевание просвещенной монархии и критика некоторых ее сторон, хотя по политическим взглядам поэт был сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Державин писал стихи, песни, оды. В оде «Фелица» добродетельная царица Екатерина II противопоставлена своим вельможам, праздность и щегольство которых поэт осуждает. В этом произведении Г.Р. Державин, нарушая чистоту стилей, обязательную для классицизма, соединил оду и сатиру, высокий и низкий слог. Гневным пафосом пронизана ода «Властителям и судьям», где поэт напоминает властителям об их гражданском долге перед родиной и народом: Ваш долг от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Свои взгляды на цель поэзии и призвание поэта Державин изложил в стихотворении «Памятник». Мотивы его взяты из оды древнеримского поэта Горация, но переосмыслены Державиным. Свое творчество поэт уподобляет вечному памятнику, который выше пирамид; его не сломит «ни вихрь, ни буря, ни времени полет». Подчеркивая национальный характер своего творчества, Державин верит, что его слава будет жить до тех пор, пока будет существовать русский народ («Славянов род»). Главную свою заслугу поэт видит в том, что умел «истину царям с улыбкой говорить». На этой странице искали : в чем державин видит основную заслугу своего творчества творчество державина кратко творчество гавриила романовича державина державин гавриил романович творчество общая характеристика творчества державина