Какими средствами владеет драматург для осмеяния пороков? Назовите средства создания
комического эффекта и сатиры в пьесах Гоголя, Фонвизина, Мольера.
3. Лингвистическое упражнение «Кто есть кто и какой».
Задание: соотнесите словарный материал правой колонки с левой.
- Письменно, в тетрадях. Не все данные прилагательные применимы к героям. Но и не
исчерпывают характеристику. Если подберете свое, то и его напишите. Книги закрыты.
Г-н Журден Прислуга, дворянин, буржуа, маркиза,
Г-жа Журден учитель, лакей.
Дорант Бескорыстный, грубый, доверчивый,
Доримена изысканный, мошенник, находчивый,
Клеонт великодушный, циник, настойчивый,
Николь ворчливый, бесстрашный, жадный,
Ковьель наглый, жалкий, добрый, скупой,
тщеславный, завистливый, любопытный,
надежный, властный...
Добрыня Никитич – второй по значению богатырь былин киевского цикла. В былине "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" он совершает ратный подвиг – одерживает победу над Змеем, который много горя принес на Русскую землю. Сюжет былины вышел из древнейшего сказочного фольклора. Былина начинается рассказом о том, как мать не велит Добрыне ездить на Пучай-реку купаться: С такого запрета обычно начинаются сказки. Так же как в сказке, Добрыня не слушается совета матери и далеко заплывает. В этот момент налетает на него Змей. Битва богатыря со Змеем изображается коротко: ударил Добрыня Змея, отшиб все его "хоботы" и взял с него слово не летать больше на Русь. Вернувшись в Киев, Добрыня узнает, что Змей опять летал через Киев и унес племянницу князя Владимира – Забаву Путятичну. Добрыня отправляется в дальний путь к пещерам Змея. Но, в отличие от сказочного героя, который борется с чудовищем ради своих личных интересов (освобождение невесты), он представляет нового героя, выступающего за общественные интересы в борьбе за целостность Руси и ее границ. Сказочный мотив борьбы за женщину становится мотивом борьбы за русскую полонянку. В былине Добрыня представляется как освободитель Русской земли. Былина поет славу богатырю, который освободил не только племянницу Владимира, но и множество других пленных, томившихся в подземелье Змея.
2) Определить смысл пьессы
3) Назвать образы героев пьессы
Вопросы:
1) Как относится Журден к желанию стать похожим на ористократа?
2) Чем обеспечивается коммизм героев и ситуаций?
3) Как можно прокоментировать слова учителя музыки "Деньги выпримляют кривизну его суждений"?
4) Как оценивают поведение журдена его жена и служанка Николь?
5) Каковы на самом деле аристократы покорившие журдена?
6) Кто такой Клеонт?
7) В каких словах Клеонта выражена главная мысль пьессы?
8) Почему мольеровские персонажи считаются бессмертными?