Какое чувство объединяло всех участников сражения в произведении М.Ю.Лермонтова «Бородино»? Напишите развернутый ответ на вопрос, доказывая фактами и словами из текста(4-5 предложений)
Поэт обобщает частный случай, придаёт ему философское звучание. Конкретное летописное повествование даёт ему возможность высказать главную мысль произведения:
Смерть в краю родном Милей, чем слава на чужбине!
Любопытно и то, что героями стихотворения являются половецкие ханы, исконные исторические враги Руси, однако для А. Майкова главное – чувство глубокой любви к Родине, органически присущее, по мнению поэта, любому человеку, поэтому ему в данном случае не важно, кто наделен этим высоким чувством: русский человек или половец.
Перерабатывая исходный текст, поэт выявляет скрытые в нём возможности эмоционального воздействия, в итоге документальный материал приобретает такое свойство художественного сочинения, как глубокий психологизм, а внутреннее состояние героя раскрывается через его переживания, эмоции.
Один из исследователей творчества А. Майкова писал: «…стих у него в «Емшане» чеканный, и лишних слов нет». На мой взгляд, это точное определение. Наверное, поэтому выразительные средства языка стихотворения скупы: мы можем наблюдать обилие инверсий автору, а вслед за ним и читателю верно расставить акценты, да эпитеты, без которых невозможно ни одно художественное произведение. Всё это на первый план выдвинуть событийную сторону и через художественные детали понять внутренний мир героя:
Наутро, чуть осел туман И озлатились гор вершины, В горах идёт уж караван – Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой, Всё ждет он – скоро ль степь родная, И вдаль глядит, травы степной Пучок из рук не выпуская.
Пучок травы степной, который герой не выпускает из рук, его нетерпеливое вглядывание вдаль подчёркивают основную мысль произведения: жизнь без Родины для человека невозможна.
Стародум — прежде всего глубокий патриот. Честная и полезная служба отечеству — для него первая и священная обязанность дворянина. Только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «Степень знатности (т. е. ценности), - говорит Стародум, — рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества ...без знатных дел знатное состояние ничто» Служба государству, по мнению Стародума, есть дело чести дворянина. Во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый Стародума молодой граф». В мирное время дворянин может служить отечеству» не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли работая в области развития промышленности. Говоря о промышленной деятельности Стародума, по-видимому, в Сибири, Фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства,
Стародум — представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и человечности, Стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», — заявляет он. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придаёт больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище, Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время».
В речах Стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего — самого Фонвизина. Современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.
Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!
Любопытно и то, что героями стихотворения являются половецкие ханы, исконные исторические враги Руси, однако для А. Майкова главное – чувство глубокой любви к Родине, органически присущее, по мнению поэта, любому человеку, поэтому ему в данном случае не важно, кто наделен этим высоким чувством: русский человек или половец.
Перерабатывая исходный текст, поэт выявляет скрытые в нём возможности эмоционального воздействия, в итоге документальный материал приобретает такое свойство художественного сочинения, как глубокий психологизм, а внутреннее состояние героя раскрывается через его переживания, эмоции.
Один из исследователей творчества А. Майкова писал: «…стих у него в «Емшане» чеканный, и лишних слов нет». На мой взгляд, это точное определение. Наверное, поэтому выразительные средства языка стихотворения скупы: мы можем наблюдать обилие инверсий автору, а вслед за ним и читателю верно расставить акценты, да эпитеты, без которых невозможно ни одно художественное произведение. Всё это на первый план выдвинуть событийную сторону и через художественные детали понять внутренний мир героя:
Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идёт уж караван –
Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой,
Всё ждет он – скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.
Пучок травы степной, который герой не выпускает из рук, его нетерпеливое вглядывание вдаль подчёркивают основную мысль произведения: жизнь без Родины для человека невозможна.
Стародум — представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. Он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. Он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. Горячий защитник просвещения и человечности, Стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», — заявляет он. Особенно много говорит Стародум о воспитании. Нравственному воспитанию он придаёт больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица, Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище, Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». Только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время».
В речах Стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего — самого Фонвизина. Современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.