Вповести н. в. гоголя «тарас бульба» описывается героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение. главные события произведения происходят в запорожской сечи. это вольная республика, в которой живут люди свободные и равные, с сильными и мужественными характерами. для таких людей нет ничего дороже, чем интересы народа, свобода и независимость родины. тарас бульба, главный герой повести, суровый и мужественный, ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он на следующий же день спешит с ними в сечь, к козакам. гоголь пишет о нем такие строки: «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава» . тарас был человеком с огромной волей духа, преданный своим товарищам и беспощадным к врагам. он карал зажиточных поляков и защищал обездоленных крестьян. его могучий образ, по выражению гоголя «точно необыкновенное явление силы» . бульба – опытный и мудрый вожак козацкого войска. он любил простую жизнь запорожской сечи. образ тараса воплощает размах народной жизни. в нем нет ничего эгоистического, корыстного и мелкого. его душа и сердце стремятся к одному – к независимости своей родины и своего народа. с лютой ненавистью говорит тарас о предателях: «… знаю, подло завелось теперь на земле нашей, перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ …» . вся жизнь тараса была связана с сечью. служению товариществу, отчизне он отдавал всего себя полностью. тарас бульба ценил в человеке прежде всего мужество и преданность своей вере. драматична знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. «затерявшись в толпе чужих людей, тарас смотрит, как выводят на лобное место его сына. что почувствовал старый тарас, когда увидел своего остапа? » , «что было тогда в его сердце? » - восклицал гоголь. но не мог он выдать страшного напряжения. тарас смотрел на сына, переносящего лютые муки, и только приговаривал он: «добре, сынку, добре! » . также ярко и выразительно раскрывается характер тараса в конфликте с андрием. андрий попадает в сети ловкой искусительницы – полячки, придает родину и переходит на сторону врага. любовь не принесла андрию счастья, она отрекла его от товарищей, от отца, от отчизны. такой поступок не простится даже самому отважному из казаков. "пропал, пропал бесславно, как подлая собака… ". измену отчизне нельзя ни искупить, ни оправдать. тарас – человек суровый и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну – изменнику. без колебаний совершает он свой приговор: «я тебя породил, я тебя и убью! » . эти слова тараса проникнуты сознанием правды того дела, во имя которого он казнит сына. но и самому тарасу бульбе пришлось вскоре погибнуть. трагична сцена его гибели. погибая в огне, тарас обращается к своим товарищам – запорожцам со словами напутствия. характер тараса бульбы виден во всей своей цельности и могучей силе. образ тараса является сильным, героическим. в нем запечатлены черты национального характера. недаром повесть гоголя является одной из любимых книг современных людей.
Впервую очередь, произведение «мцыри» отображает мужество и стремление к свободе. любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде — встреча молодой грузинки и мцыри около горного потока. однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. любовь к отчизне и жажды воли становятся для мцыри главнее других жизненных событий. лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи и стражей-монахов как огромное препятствие на пути к желанной свободе. его постоянно гложет мысль: «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы? ». и только дни побега наполнены для мцыри смыслом. несмотря на глубокий патриотизм мцыри, лермонтов не отображает это чувство в виде мечтательной любви к родине. патриотизм главного героя сильный, наполненный желанием сражаться. воинственный юношеские мотивы воспеты лермонтовом с явной симпатией. даже своего отца и друзей, мцыри, в первую очередь, вспоминает как о мужественных воинах. в своих снах он часто видит сражения, которые приносят победу. мцыри уверен, что он сможет быть хорошим защитником своего края. об этом можно судить из его слов: «в краю отцов не из последних удальцов». но, несмотря на все стремления юноши, ему так и не суждено было изведать, что такое упоение битвой. однако, в своей душе мцыри остается настоящим воином. лишь единственный раз, в день своего побега, мцыри волю слезам. кажется, что монастырское одиночество закалило волю юноши. именно поэтому, он совершает побег из своей тюрьмы в страшную, грозовую ночь. стихия устрашила монахов, а мцыри чувствует с ней родство.