Ведущим художественным направлением в литературе Западной Европы начала XIX века является пришедший на смену классицизму и просветительскому реализму романтизм. Русская литература откликается на это явление своеобразно.
От романтизма западноевропейского она многое заимствует, но при этом решает проблемы собственного национального самоопределения. Русский романтизм имеет по сравнению с западноевропейским свою специфику, свои национально-исторические корни. В чем же заключается сходство русского романтизма с западноевропейским и каковы его национальные отличия?
Конец XVIII века в истории христианской Европы был ознаменован глубоким социальным катаклизмом, взорвавшим до основания весь общественный порядок и поставившим под сомнение веру в человеческий разум и мировую гармонию. Кровавые потрясения Великой французской революции 1789—1793 годов, наступившая вслед за ними эпоха Наполеоновских войн, установившийся в результате революции буржуазный строй с его эгоизмом и меркантильностью, с «войною всех против всех» — все это заставило интеллектуальный слой европейского общества усомниться в истине просветительских учений XVIII века, обещавших человечеству торжество свободы, равенства и братства на разумных началах.
Оглавление От автора 3 Русская литература первой четверти XIX века в преддверии А. С. Пушкина 8 О своеобразии русского романтизма — Языковая реформа Н. М. Карамзина 12 Спор «карамзинистов» с «шишковистами» 16 «Переводы-перевыражения» и их роль в становлении и развитии русского романтизма 19 Романтический историзм Н. М. Карамзина 24 Батюшков и Жуковский как родоначальники романтической школы «гармонической точности» 28 Поэтические искания декабристов 39 Поэзия Кондратия Федоровича Рылеева 41 Александр Сергеевич Пушкин 48 Художественный мир Пушкина — Детство 56 Отрочество. Лицей 59 Юность. Петербургский период 66 Молодость. Южный период 76 Элегия «Погасло дневное светило...» 77 Поэма «Кавказский пленник» 79 Поэма «Бахчисарайский фонтан» 81 Лирика южного периода. Пушкин и декабристы — Элегия «К морю» 85 Поэма «Цыганы» 86 Пушкин в Михайловском. Творческая зрелость 87 Поэтический цикл «Подражания Корану» 88 Трагедия «Борис Годунов» 92 Пушкин о назначении поэта и поэзии 98 Освобождение. Поэт и царь 104 Философские мотивы в лирике Пушкина 107 Любовная лирика Пушкина 109 Болдинская осень 1830 года. Роман «Евгений Онегин» 114 Историзм и энциклопедизм романа 115 Онегинская строфа 117 Реализм романа. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина — Онегин и Ленский 122 Онегин и Татьяна 125 «Маленькие трагедии». «Повести Белкина» 137 Историческая тема в творчестве Пушкина 1830-х годов 140 Поэма «Медный всадник» 142 Историческая повесть «Капитанская дочка» 146 Лирика Пушкина 1830-х годов 149 Дуэль и смерть Пушкина 153 Михаил Юрьевич Лермонтов 161 О своеобразии художественного мироощущения Лермонтова — Детские годы Лермонтова 164 Годы учения в Московском Благородном пансионе. Юношеская лирика 167 Московский университет 171 Петербургский период жизни и творчества Лермонтова 1830-х годов 173 «Смерть Поэта» и первая ссылка Лермонтова на Кавказ 178 Лирика Лермонтова 1838—1840 годов 180 Дуэль и вторая ссылка на Кавказ 184 Поэмы Лермонтова «Демон» и «Мцыри» 185 Лирика Лермонтова 1840—1841 годов 190 Роман «Герой нашего времени» 191 Лирическое завещание Лермонтова 203 Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы 208 Николай Васильевич Гоголь 212 Призвание Гоголя-писателя — Детство и юность Гоголя 216 Начало творческого пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 221 Сборник повестей «Миргород» 229 Гоголь-историк 240 Петербургские повести Гоголя 241 Комедия «Ревизор» 246 Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души» 250 Тема дороги и ее символический смысл 253 Манилов и Чичиков 258 Коробочка и Чичиков 259 Ноздрев и Чичиков 261 Собакевич и Чичиков 262 Плюшкин и Чичиков 265 Путь Павла Ивановича Чичикова 267 «Мертвые души» в русской критике 271 Повесть «Шинель» 274 Работа над вторым томом «Мертвых душ» 281 Становление и развитие реализма в русской литературе 1830—1850-х годов 287 Реализм как художественное направление — «Горе от ума» Грибоедова как первая в русской литературе реалистическая комедия 290 Спор романтизма с классицизмом в русской критике 293 Культурно-эстетическая и историческая почва русского реализма 294 Общенациональное содержание реализма И. А. Крылова 297 Национальное своеобразие русского реализма 299 Эволюция русского реализма 302 Русская критика и литературный процесс второй половины XIX века 308 Расстановка общественных сил в 1860-е годы 310 «Эстетическая критика» либеральных западников 315 «Реальная критика» революционеров-демократов 319 Общественная и литературно-критическая программа нигилистов 320 Литературно-критическая программа славянофилов 321 Литературно-критическая деятельность почвенников 325 Иван Александрович Гончаров 330
В наше время книга занимает не самую важную роль в жизни человека. В 21 веке хорошо развито телевидение и интернет. Сейчас человеку удобнее зайти в интернет и получит нужную ему информацию, чем искать, что-то в книге (в энциклопедии, газете и т.д.).
Человек разучился ценить книгу, она перестала играть важную роль в его жизни. Раньше было модным читать, ходить в библиотеки, обсуждать понравившуюся книгу. Сейчас все это уже почти исчезло. Особенно холодно к литературе относится новое, подрастающее поколение.
Я не отношусь к этим людям. Ведь только взяв книгу в руки, мы можем ощутить ее, почувствовать запах, можем представить действие, развивающееся в книге, до мелких деталей. Интернет не предоставить этого. Книга развивает воображение правильно формулировать предложения, использовать все богатство родного языка. Я считаю, что книга должна играть важную роль в жизни каждого человека, независимо от того, сколько ему лет.
Мне кажется, особенно дороги книги, передающиеся из поколения в поколение, я имею в виду домашние библиотеки. Дороги не в материальном плане, а в духовном. Ты можешь держать в руках книгу, которую читала твоя прабабушка, твои предки.
От романтизма западноевропейского она многое заимствует, но при этом решает проблемы собственного национального самоопределения. Русский романтизм имеет по сравнению с западноевропейским свою специфику, свои национально-исторические корни. В чем же заключается сходство русского романтизма с западноевропейским и каковы его национальные отличия?
Конец XVIII века в истории христианской Европы был ознаменован глубоким социальным катаклизмом, взорвавшим до основания весь общественный порядок и поставившим под сомнение веру в человеческий разум и мировую гармонию. Кровавые потрясения Великой французской революции 1789—1793 годов, наступившая вслед за ними эпоха Наполеоновских войн, установившийся в результате революции буржуазный строй с его эгоизмом и меркантильностью, с «войною всех против всех» — все это заставило интеллектуальный слой европейского общества усомниться в истине просветительских учений XVIII века, обещавших человечеству торжество свободы, равенства и братства на разумных началах.
Оглавление
От автора 3
Русская литература первой четверти XIX века в преддверии А. С. Пушкина 8
О своеобразии русского романтизма —
Языковая реформа Н. М. Карамзина 12
Спор «карамзинистов» с «шишковистами» 16
«Переводы-перевыражения» и их роль в становлении и развитии русского романтизма 19
Романтический историзм Н. М. Карамзина 24
Батюшков и Жуковский как родоначальники романтической школы «гармонической точности» 28
Поэтические искания декабристов 39
Поэзия Кондратия Федоровича Рылеева 41
Александр Сергеевич Пушкин 48
Художественный мир Пушкина —
Детство 56
Отрочество. Лицей 59
Юность. Петербургский период 66
Молодость. Южный период 76
Элегия «Погасло дневное светило...» 77
Поэма «Кавказский пленник» 79
Поэма «Бахчисарайский фонтан» 81
Лирика южного периода. Пушкин и декабристы —
Элегия «К морю» 85
Поэма «Цыганы» 86
Пушкин в Михайловском. Творческая зрелость 87
Поэтический цикл «Подражания Корану» 88
Трагедия «Борис Годунов» 92
Пушкин о назначении поэта и поэзии 98
Освобождение. Поэт и царь 104
Философские мотивы в лирике Пушкина 107
Любовная лирика Пушкина 109
Болдинская осень 1830 года. Роман «Евгений Онегин» 114
Историзм и энциклопедизм романа 115
Онегинская строфа 117
Реализм романа. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина —
Онегин и Ленский 122
Онегин и Татьяна 125
«Маленькие трагедии». «Повести Белкина» 137
Историческая тема в творчестве Пушкина 1830-х годов 140
Поэма «Медный всадник» 142
Историческая повесть «Капитанская дочка» 146
Лирика Пушкина 1830-х годов 149
Дуэль и смерть Пушкина 153
Михаил Юрьевич Лермонтов 161
О своеобразии художественного мироощущения Лермонтова —
Детские годы Лермонтова 164
Годы учения в Московском Благородном пансионе. Юношеская лирика 167
Московский университет 171
Петербургский период жизни и творчества Лермонтова
1830-х годов 173
«Смерть Поэта» и первая ссылка Лермонтова на Кавказ 178
Лирика Лермонтова 1838—1840 годов 180
Дуэль и вторая ссылка на Кавказ 184
Поэмы Лермонтова «Демон» и «Мцыри» 185
Лирика Лермонтова 1840—1841 годов 190
Роман «Герой нашего времени» 191
Лирическое завещание Лермонтова 203
Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы 208
Николай Васильевич Гоголь 212
Призвание Гоголя-писателя —
Детство и юность Гоголя 216
Начало творческого пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 221
Сборник повестей «Миргород» 229
Гоголь-историк 240
Петербургские повести Гоголя 241
Комедия «Ревизор» 246
Творческая история поэмы Гоголя «Мертвые души» 250
Тема дороги и ее символический смысл 253
Манилов и Чичиков 258
Коробочка и Чичиков 259
Ноздрев и Чичиков 261
Собакевич и Чичиков 262
Плюшкин и Чичиков 265
Путь Павла Ивановича Чичикова 267
«Мертвые души» в русской критике 271
Повесть «Шинель» 274
Работа над вторым томом «Мертвых душ» 281
Становление и развитие реализма в русской литературе 1830—1850-х годов 287
Реализм как художественное направление —
«Горе от ума» Грибоедова как первая в русской литературе реалистическая комедия 290
Спор романтизма с классицизмом в русской критике 293
Культурно-эстетическая и историческая почва русского реализма 294
Общенациональное содержание реализма И. А. Крылова 297
Национальное своеобразие русского реализма 299
Эволюция русского реализма 302
Русская критика и литературный процесс второй половины XIX века 308
Расстановка общественных сил в 1860-е годы 310
«Эстетическая критика» либеральных западников 315
«Реальная критика» революционеров-демократов 319
Общественная и литературно-критическая программа нигилистов 320
Литературно-критическая программа славянофилов 321
Литературно-критическая деятельность почвенников 325
Иван Александрович Гончаров 330
В наше время книга занимает не самую важную роль в жизни человека. В 21 веке хорошо развито телевидение и интернет. Сейчас человеку удобнее зайти в интернет и получит нужную ему информацию, чем искать, что-то в книге (в энциклопедии, газете и т.д.).
Человек разучился ценить книгу, она перестала играть важную роль в его жизни. Раньше было модным читать, ходить в библиотеки, обсуждать понравившуюся книгу. Сейчас все это уже почти исчезло. Особенно холодно к литературе относится новое, подрастающее поколение.
Я не отношусь к этим людям. Ведь только взяв книгу в руки, мы можем ощутить ее, почувствовать запах, можем представить действие, развивающееся в книге, до мелких деталей. Интернет не предоставить этого. Книга развивает воображение правильно формулировать предложения, использовать все богатство родного языка. Я считаю, что книга должна играть важную роль в жизни каждого человека, независимо от того, сколько ему лет.
Мне кажется, особенно дороги книги, передающиеся из поколения в поколение, я имею в виду домашние библиотеки. Дороги не в материальном плане, а в духовном. Ты можешь держать в руках книгу, которую читала твоя прабабушка, твои предки.