Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия. Ученикам было предложено прочитать рассказ дома. Работа в классе начинается с рассказа о поэте Юнне Петровне Мориц. Прочитайте несколько её детских стихов, ваши ученики наверняка их знают. Это создать доверительный настрой. Затем переходите к работе над текстом рассказа. Во и задания для обсуждения 1. Как зовут главного героя рассказа? Куда он направляется? 2. Почему Алёше Ботинку втайне совсем не хотелось приезжать к отцу? 3. Как встретились братья? Была ли встреча радостной? 4. Какими были первые впечатления братьев друг о друге? 5. Расскажите о художнике Трифоне Черное. Как он сам себя оценивает? Какое впечатление производит? 6. Опишите крымскую природу. Какой она предстаёт в рассказе? Вспомните, как называются приёмы, которые использованы при описании природы. 7. Какую сказку рассказывает Алёша своему братишке? В чём смысл его рассказа?Отец тяготится Трифоном. Он ждёт случая, чтобы поговорить с Алёшей наедине. 8. Как вы думаете, о чём они могли бы поговорить, что обсудить?
Стихотворение делится на две части: первая рассказывает о судьбе кинжала, который служил горцу, затем был взят как трофей и продан торговцу-армянину, у которого куплен богатым покупателем для коллекции оружия и стал «игрушкой золотой».
Вторая часть — рассуждение о значении поэта в обществе, которая содержит сравнение роли поэтического слова в и в настоящем. В конце этой части вновь возникает образ кинжала.
Всё стихотворение построено на сравнении: роль поэта в обществе сравнивается с судьбой кинжала. Изначально кинжал, лишённый украшений, хранящий «таинственный закал», служил для того, для чего он изначально предназначался, — для битвы. Так и поэт в обществе выполнял роль оружия, свет «в немом благоговении» внимал звучанию стихов:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
После того как кинжал оказался лишён своих ножен и стал лишь украшением в коллекции богатого владельца, он стал безвредным, но и бесславным. Так и поэт, слово которого потеряло направленность борьбы и служит лишь в качестве виньетки, «своё утратил назначенье». Красивость стиха сравнивается с золотыми ножнами. Но Лермонтов понимает, что если кинжал и слово поэта не использовать по их подлинному назначению, они теряют свои свойства: так найти нужное слово, поэтический дар покрывается «ржавчиной презренья». Здесь стихотворение «Кинжал» идейно пересекается с элегией «Дума».
3. Какие слова придают горестный и сатирический оттенок происходящему (например, наш ветхий мир, осмеянный пророк и т. д.)?
Горестный сатирический оттенок второй части стихотворения придают оценочные выражения: в наш век изнеженный, нас тешат блёстки и обманы, ветхая краса, осмеянный пророк.
Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия. Ученикам было предложено прочитать рассказ дома. Работа в классе начинается с рассказа о поэте Юнне Петровне Мориц. Прочитайте несколько её детских стихов, ваши ученики наверняка их знают. Это создать доверительный настрой. Затем переходите к работе над текстом рассказа. Во и задания для обсуждения 1. Как зовут главного героя рассказа? Куда он направляется? 2. Почему Алёше Ботинку втайне совсем не хотелось приезжать к отцу? 3. Как встретились братья? Была ли встреча радостной? 4. Какими были первые впечатления братьев друг о друге? 5. Расскажите о художнике Трифоне Черное. Как он сам себя оценивает? Какое впечатление производит? 6. Опишите крымскую природу. Какой она предстаёт в рассказе? Вспомните, как называются приёмы, которые использованы при описании природы. 7. Какую сказку рассказывает Алёша своему братишке? В чём смысл его рассказа?Отец тяготится Трифоном. Он ждёт случая, чтобы поговорить с Алёшей наедине. 8. Как вы думаете, о чём они могли бы поговорить, что обсудить?
.
Объяснение:
Стихотворение делится на две части: первая рассказывает о судьбе кинжала, который служил горцу, затем был взят как трофей и продан торговцу-армянину, у которого куплен богатым покупателем для коллекции оружия и стал «игрушкой золотой».
Вторая часть — рассуждение о значении поэта в обществе, которая содержит сравнение роли поэтического слова в и в настоящем. В конце этой части вновь возникает образ кинжала.
Всё стихотворение построено на сравнении: роль поэта в обществе сравнивается с судьбой кинжала. Изначально кинжал, лишённый украшений, хранящий «таинственный закал», служил для того, для чего он изначально предназначался, — для битвы. Так и поэт в обществе выполнял роль оружия, свет «в немом благоговении» внимал звучанию стихов:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
После того как кинжал оказался лишён своих ножен и стал лишь украшением в коллекции богатого владельца, он стал безвредным, но и бесславным. Так и поэт, слово которого потеряло направленность борьбы и служит лишь в качестве виньетки, «своё утратил назначенье». Красивость стиха сравнивается с золотыми ножнами. Но Лермонтов понимает, что если кинжал и слово поэта не использовать по их подлинному назначению, они теряют свои свойства: так найти нужное слово, поэтический дар покрывается «ржавчиной презренья». Здесь стихотворение «Кинжал» идейно пересекается с элегией «Дума».
3. Какие слова придают горестный и сатирический оттенок происходящему (например, наш ветхий мир, осмеянный пророк и т. д.)?
Горестный сатирический оттенок второй части стихотворения придают оценочные выражения: в наш век изнеженный, нас тешат блёстки и обманы, ветхая краса, осмеянный пророк.