Сказка «Царевна-лягушка» - авторская, опубликована Алексеем Толстым в 19 веке. В сборнике Афанасьева такой сказки нет. Но каноны волшебной сказки соблюдены, они диктуют поведение героев и развитие сюжета. Сказка «Аленький цветочек» показывает нам вариант сказки о красавице и чудовище. В сказке же «Царевна-лягушка» герои меняются местами: чудовищем здесь будет лягушка, то есть Василиса Премудрая, а красавцем, который идет её расколдовать, является Иван-царевич. Два героя в линейном Лабиринте сюжета идут навстречу друг другу. Царевна-лягушка уже в Лабиринте Смерти, даже находясь в доме Ивана-царевича. К ней, то есть к Лабиринту Смерти, и посылает отец Ивана-царевича Перекресток, где встречаются два мира и два героя – болото. С точки зрения метафоры, это граница мира водного и земного, бессознательного и реального, царства Смерти и царства Жизни. Второй перекресток у печки (метафора очищения), в которой сгорела лягушечья кожа, личина царства Смерти. Но если первый перекресток – встреча, то второй – расставание героев. Иван-царевич и Василиса Премудрая с честью проходят отцовские испытания: рубаха, ковер, хлеб (кстати, смертная рубаха, покрывало и поминальный хлеб) – у них самые лучшие. Но следующий этап в процессе индивидуиации – не такой простой. Эпизод пира во дворце заставляет царевича проявить выдержку и присутствие духа: не все смогут проглотить насмешки за столом вместо вина да царских яств и не сбежать. И Либидо царевича просто взорвалось: не помня себя, бежит он в свой дом и чинит расправу над помехой счастья: лягушачьей кожей. Но это он так думает, а личина царства Смерти приближает его к себе ещё сильнее. Иван-царевич идет в царство Смерти – это будет второй частью испытаний. Мудрец, который направляет его на его границу миров к избушке среди глухого леса, и Баба Яга знают историю Василисы Премудрой. Они убить Кощея Бессмертного, беса смертного – таково одно из толкований этого имени. В этом толковании есть логика: нельзя убить Кощея, царя царства Смерти, это уж слишком даже для волшебных но беса смертного, тюремщика красавицы, – в их власти. Оба героя вступают в бой с бесом (а верность Василисы Премудрой – её бой), побеждают и выходят в царство Жизни. Так заканчивается и сказка «Аленький цветочек». У главных героев двух сказок много общего: В начале сказок дочь купца и Иван-царевич подневольны: она едет на остров к чудовищу, подчиняясь своей совести, а Ивану велит царь-отец взять в жены чудовище-лягушку. Оба героя приближают разгадку тайны: она решила вернуться к чудищу; царевич решает сжечь лягушачью кожу. Победить в царстве Смерти героям эмпатия и любовь: разбиваются чары, наложенные на чудище. Обретает новый статус дочь купца – Невеста. Царевич преломляет иглу (метафора кастрации зла), обретая новый статус – Герой. Таким образом, сказочные герои проходят определенные этапы в обретении индивидуации, а значит, архетипы Красавицы и Чудовища понять нам, читателям и слушателям сказок, и развитие своего сценария жизни, или свою судьбу.
Сказка «Аленький цветочек» показывает нам вариант сказки о красавице и чудовище. В сказке же «Царевна-лягушка» герои меняются местами: чудовищем здесь будет лягушка, то есть Василиса Премудрая, а красавцем, который идет её расколдовать, является Иван-царевич.
Два героя в линейном Лабиринте сюжета идут навстречу друг другу. Царевна-лягушка уже в Лабиринте Смерти, даже находясь в доме Ивана-царевича. К ней, то есть к Лабиринту Смерти, и посылает отец Ивана-царевича
Перекресток, где встречаются два мира и два героя – болото. С точки зрения метафоры, это граница мира водного и земного, бессознательного и реального, царства Смерти и царства Жизни. Второй перекресток у печки (метафора очищения), в которой сгорела лягушечья кожа, личина царства Смерти. Но если первый перекресток – встреча, то второй – расставание героев.
Иван-царевич и Василиса Премудрая с честью проходят отцовские испытания: рубаха, ковер, хлеб (кстати, смертная рубаха, покрывало и поминальный хлеб) – у них самые лучшие. Но следующий этап в процессе индивидуиации – не такой простой. Эпизод пира во дворце заставляет царевича проявить выдержку и присутствие духа: не все смогут проглотить насмешки за столом вместо вина да царских яств и не сбежать. И Либидо царевича просто взорвалось: не помня себя, бежит он в свой дом и чинит расправу над помехой счастья: лягушачьей кожей. Но это он так думает, а личина царства Смерти приближает его к себе ещё сильнее.
Иван-царевич идет в царство Смерти – это будет второй частью испытаний. Мудрец, который направляет его на его границу миров к избушке среди глухого леса, и Баба Яга знают историю Василисы Премудрой. Они убить Кощея Бессмертного, беса смертного – таково одно из толкований этого имени. В этом толковании есть логика: нельзя убить Кощея, царя царства Смерти, это уж слишком даже для волшебных но беса смертного, тюремщика красавицы, – в их власти.
Оба героя вступают в бой с бесом (а верность Василисы Премудрой – её бой), побеждают и выходят в царство Жизни. Так заканчивается и сказка «Аленький цветочек». У главных героев двух сказок много общего:
В начале сказок дочь купца и Иван-царевич подневольны: она едет на остров к чудовищу, подчиняясь своей совести, а Ивану велит царь-отец взять в жены чудовище-лягушку.
Оба героя приближают разгадку тайны: она решила вернуться к чудищу; царевич решает сжечь лягушачью кожу.
Победить в царстве Смерти героям эмпатия и любовь: разбиваются чары, наложенные на чудище.
Обретает новый статус дочь купца – Невеста. Царевич преломляет иглу (метафора кастрации зла), обретая новый статус – Герой.
Таким образом, сказочные герои проходят определенные этапы в обретении индивидуации, а значит, архетипы Красавицы и Чудовища понять нам, читателям и слушателям сказок, и развитие своего сценария жизни, или свою судьбу.