Рассказ «толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества а. п. чехова. рассказ мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. признанный мастер, чехов умел «коротко говорить о длинных вещах». при этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного. жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма. в рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка. проблематика рассказа в рассказе чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления. автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности. особенности сюжетной композиции рассказа произведение отличает предельно краткая экспозиция, выраженная одним предложением. даже из него можно сделать два вывода. во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. во-вторых. николаевская железная дорога соединяла москву и петербург; основными ее пассажирами были чиновники. можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – михаила и порфирия. развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. в остросоциальной развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). особый прием писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого». система персонажей отличительная особенность рассказа – психологических характеристик героев. отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» - основаны на противопоставлении двух героев. в повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с выразительных штрихов чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей». во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». у «толстого» остается прежнее обращение к порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «что вы-с…». введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» автору в полной мере раскрыть особенности характера порфирия. анализ стилистических особенностей рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля. раскрывая характер героев при контрастного изображения, чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, , синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а». на протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение. как врач, как писатель, как человек, чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».
"Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему -это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие - сущность бесчеловечности." Бернард Шоу
Пройти мимо чужой беды или близким,безразлично созерцать горе,проблемы вокруг,думая только о себе или попытаться сделать мир лучше,подарить надежду,проявить сострадание -это личный выбор каждого человека,зависящий от него самого.В литературе много примеров равнодушных героев-эгоистов,но гораздо больше персонажей стремящихся разделить радости и горе окружающих,дающих людям теплоту своей души.Отзывчивые люди нам стать добрее,сделать жизнь светлее и лучше. Равнодушие-это нравственная проблема,делающая человека бесчувственным,а его жизнь пустой и серой.Классический пример равнодушия описан в пьесе М.Горького "На дне".Безразличие к проблемам близких,нежелание прийти на отозваться на чужое горе,опустило обитателей ночлежки на самое дно жизни,сделав их существование невыносимым,безразличным даже к самим себе.Другой образ равнодушия создан А.Чеховым в рассказе "Тоска",где равнодушие окружающих,их безучастность и нежелание даже выслушать человека делают горе извозчика Ионы невыносимым.Не найдя сочувствия и понимания у людей,Иона изливает свою душу лошади.Обливаясь слезами,он рассказывает о смерти сына единственному близкому существу,своей лошади. Противоположные эмоции вызывают отзывчивые люди,стремящиеся прийти на другим,не задумываясь ближнего и совершить маленькое чудо.Матрёна,простая русская женщина,героиня рассказа А.Солженицина " Матрёнин двор" становится "праведником,без которого не стоит село" другим,не думая о себе,она шла по жизни творя добро,самоотверженно делая жизнь окружающих легче,светлее. Отзывчивость жизнь людей описана А.Куприным в рассказе "Чудесный доктор".Доктор не мимо беды,откликнулся на чужое горе.Он умирающего ребёнка,а всю семью Мерцаловых сделал счастливой,кардинально изменив судьбу чужих ему людей. Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество,такие люди ,как доктор Пирогов живут среди нас,сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду."Всякая хороша вовремя" и жизнь дана на добрые дела,неравнодушные люди никогда не пройдут мимо чужой беды. Создавая образы различных людей в своих произведениях,авторы призывают нас быть более внимательными,добрыми к окружающим,проявлять сострадание и отзывчивость к ближним,не оставаться равнодушными к страданиям людей.Тогда наша жизнь наполнится особым смыслом,а мир станет добрее и прекраснее. "Отзывчивость - это равнодушие в превосходной степени. " Дон-Аминадо
Пройти мимо чужой беды или близким,безразлично созерцать горе,проблемы вокруг,думая только о себе или попытаться сделать мир лучше,подарить надежду,проявить сострадание -это личный выбор каждого человека,зависящий от него самого.В литературе много примеров равнодушных героев-эгоистов,но гораздо больше персонажей стремящихся разделить радости и горе окружающих,дающих людям теплоту своей души.Отзывчивые люди нам стать добрее,сделать жизнь светлее и лучше.
Равнодушие-это нравственная проблема,делающая человека бесчувственным,а его жизнь пустой и серой.Классический пример равнодушия описан в пьесе М.Горького "На дне".Безразличие к проблемам близких,нежелание прийти на отозваться на чужое горе,опустило обитателей ночлежки на самое дно жизни,сделав их существование невыносимым,безразличным даже к самим себе.Другой образ равнодушия создан А.Чеховым в рассказе "Тоска",где равнодушие окружающих,их безучастность и нежелание даже выслушать человека делают горе извозчика Ионы невыносимым.Не найдя сочувствия и понимания у людей,Иона изливает свою душу лошади.Обливаясь слезами,он рассказывает о смерти сына единственному близкому существу,своей лошади.
Противоположные эмоции вызывают отзывчивые люди,стремящиеся прийти на другим,не задумываясь ближнего и совершить маленькое чудо.Матрёна,простая русская женщина,героиня рассказа А.Солженицина " Матрёнин двор" становится "праведником,без которого не стоит село" другим,не думая о себе,она шла по жизни творя добро,самоотверженно делая жизнь окружающих легче,светлее.
Отзывчивость жизнь людей описана А.Куприным в рассказе "Чудесный доктор".Доктор не мимо беды,откликнулся на чужое горе.Он умирающего ребёнка,а всю семью Мерцаловых сделал счастливой,кардинально изменив судьбу чужих ему людей. Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество,такие люди ,как доктор Пирогов живут среди нас,сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду."Всякая хороша вовремя" и жизнь дана на добрые дела,неравнодушные люди никогда не пройдут мимо чужой беды.
Создавая образы различных людей в своих произведениях,авторы призывают нас быть более внимательными,добрыми к окружающим,проявлять сострадание и отзывчивость к ближним,не оставаться равнодушными к страданиям людей.Тогда наша жизнь наполнится особым смыслом,а мир станет добрее и прекраснее.
"Отзывчивость - это равнодушие в превосходной степени. "
Дон-Аминадо