Какому историческому событию посвящает Лермонтов своё стихотворение? –
2. Стихотворение написано а 1837 году. Сколько лет
со дня Бородинской битвы?
3. Посмотрите, как оформлено начало стихотворения. Что собою представляет
стихотворение «Бородино»?
4. Что такое диалог?
5. Кто принимает участие в диалоге?
6. Прочитайте реплику молодого солдата. Что его волнует и интересует?
7. Каким вы себе представляете старого солдата?
8. Почему рассказ о великом событии доверен именно
рядовому солдату?
9. Чем закончилось Бородинское сражение?
10. На следующий день после боя русская армия была готова к чему?
Сочинение на тему «Почему может умереть любовь» («После бала»):
Любовь – высокое и сильное чувство, которое не терпит двуличия, предательства и лжи. В рассказе Толстого «После бала» мы видим, как умирает любовь Ивана Васильевича к очаровательной Варе. Все давние чувства, всю светлость, чуткость и нежность перечеркивает одно утро и ужасный поступок отца девушки.
Иван Васильевич становится свидетелем того, как военный избивает солдат. Он оказался жестоким, бездушным и двуличным человеком. Рассказчик не принимает зло, поэтому он делает все, чтобы оградить себя от этой семьи. Любовь постепенно сходит на нет, а вскоре и вовсе умирает.
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.
На первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие полковника, его неестественность на балу и истинное лицо после бала. Но значение рассказа глубже. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он действительно такой, он внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Однако, «воинский начальник типа старого служаки» , полковник убежден, что «все надо по закону» : и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.
Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . Свою жизнь он посвятил тому, чтобы другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».