Алые паруса сюжетно произвели совершенно ожидаемое впечатление, то есть практически никакого. да, я, позорище, в детстве не читала, но к своим каким-то образом, в силу того, что «витает в воздухе», вполне успела ознакомиться с сюжетом. это плоский и глупый сюжет детской сказки для самых маленьких. я не хочу сказать *плохой* — никакой просто, не того уровня, которого в принципе ждешь от авторского произведения. поразило другое — язык и стиль. я вообще раньше не читала грина, я была в шоке. поначалу мне было даже довольно тяжело, пока привыкала, пока вчитывалась. потом начала ловить кайф. язык грина — это нечто совершенно невероятное, господа. длинные, запутанные предложения, невероятные тропы. просто невероятные, ни одного штампа, ни одного «устойчивого выражения». кажется, я понимаю, в чем суть: грин типичный нон-конформист в языке. положим, надо описать какое-то явление или чувство, уже сто раз описанное до этого. есть несколько избитых, но вполне приличных выражений, знаете, «так говорят». грина за употреблением подобной жвачки языка я не поймала ни разу. потому что он исходит не из текста, а из описываемого предмета, и подбирает совершенно неожиданные, неслыханные выражения и определения. но всегда — просто невероятно точные. дома доберусь до книги и покажу, что я имею в виду. тропы, которые вне контекста казались бы плохим употреблением, именно в данной фразе, в данной ситуации раскрывают то, что хотел донести автор, гораздо лучше, чем сотня избитых фраз. я в полнейшем восхищении! только представьте, какой это невероятный труд, трудолюбие и тщательность нужны для этого! насколько проще покориться всему читательскому опыту и использовать те же привычные слова, выражения, сравнения. насколько тяжелее уйти от этой манеры думать по шаблону и взглянуть на описываемый предмет совершенно новым взглядом. я знаю, как это описать: грин пишет, как человек, который при огромном словарном запасе ничего не читал. он не повторяется. он выбирает именно те слова, которые подходят к ситуации, а не те, которые принято употреблять. и в выборе своих тропов он настолько предельно конкретен, что сравнение, удачное в одой строчке, будет глупым и невероятным в другой.
ю.п. казаков в рассказе «голубое и зеленое» выступает как мастер создания городского пейзажа. герои произведения знакомятся «на дне глубокого двора». «как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые», — пишет автор. под влиянием романтической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим взглядом. романтический облик героини пере лишь две художественные детали: глубокий грудной голос и нежная маленькая рука.
ю.п. казакова относят к направлению, обозначенному в как «лирическая проза». фрагменты его произведений можно воспринимать как стихотворения в прозе. особую роль в них играет словесное рисование. автор заставляет читателя вместе с ним любоваться красотой обычного вечернего городского двора. при этом на изображение разноцветных окон многоквартирного дома накладывается музыкальная тема — хороший джаз, который в эпоху написания рассказа является и символом свободомыслия, планетарного мышления и даже в какой-то степени средством индивидуализации главного героя, характеризующим его как человека одаренного и неординарного. одновременно с этим музыка молодому человеку пережить растерянность при знакомстве с девушкой. он понимает, что лиля ждет от него веселого и интересного разговора, и музыка сглаживает неловкость молчания.
по отношению к героине рассказа ю.п. казаков использует прием развернутого портрета. он вновь и вновь возвращается к описанию ее облика и дополняет его новыми художественными деталями: блестящие глаза, в которых отражаются огни города, жесткие волосы, густые брови. важно, что портрет героини дается опять-таки на фоне городского пейзажа: в блестящих глазах героини отражается свет окон родного города. этот город и становится связующей нитью между двумя едва знакомыми молодыми людьми. ю.п. казаков в этой связи особо подчеркивает арбат: арбатские переулки, арбатскую площадь. в 50-60-е годы арбат становится символом духовного единения интеллигенции.
герои приходят в кино. и автор вновь обращается к портрету лили. при этом упоминаются новые детали, но неизменно подчеркивается главная — блестящие глаза — символ нового взгляда на мир, на мир, освобожденный от войн и репрессий: «лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. какая она красивая! впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими».
для героя рассказа важна иная черта облика девушки — жесткие волосы. он воспринимает их как символ жестокости характера, в то время как у него самого волосы мягкие и в душе царят мягкотелость и нерешительность.
первая часть рассказа имеет кольцевую композицию. рамкой для которой является городской пейзаж — описание вечернего двора с разноцветными окнами. когда герои возвращаются из кино, белые и розовые окна гаснут, остаются голубые и зеленые. здесь для автора важна символика цвета. голубое и зеленое — цвета, символизирующие естественное, природное жизнелюбивое начало.
ю.п. казаков в рассказе «голубое и зеленое» выступает как мастер создания городского пейзажа. герои произведения знакомятся «на дне глубокого двора». «как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые», — пишет автор. под влиянием романтической встречи герой-рассказчик начинает смотреть на мир поэтическим взглядом. романтический облик героини пере лишь две художественные детали: глубокий грудной голос и нежная маленькая рука.
ю.п. казакова относят к направлению, обозначенному в как «лирическая проза». фрагменты его произведений можно воспринимать как стихотворения в прозе. особую роль в них играет словесное рисование. автор заставляет читателя вместе с ним любоваться красотой обычного вечернего городского двора. при этом на изображение разноцветных окон многоквартирного дома накладывается музыкальная тема — хороший джаз, который в эпоху написания рассказа является и символом свободомыслия, планетарного мышления и даже в какой-то степени средством индивидуализации главного героя, характеризующим его как человека одаренного и неординарного. одновременно с этим музыка молодому человеку пережить растерянность при знакомстве с девушкой. он понимает, что лиля ждет от него веселого и интересного разговора, и музыка сглаживает неловкость молчания.
по отношению к героине рассказа ю.п. казаков использует прием развернутого портрета. он вновь и вновь возвращается к описанию ее облика и дополняет его новыми художественными деталями: блестящие глаза, в которых отражаются огни города, жесткие волосы, густые брови. важно, что портрет героини дается опять-таки на фоне городского пейзажа: в блестящих глазах героини отражается свет окон родного города. этот город и становится связующей нитью между двумя едва знакомыми молодыми людьми. ю.п. казаков в этой связи особо подчеркивает арбат: арбатские переулки, арбатскую площадь. в 50-60-е годы арбат становится символом духовного единения интеллигенции.
герои приходят в кино. и автор вновь обращается к портрету лили. при этом упоминаются новые детали, но неизменно подчеркивается главная — блестящие глаза — символ нового взгляда на мир, на мир, освобожденный от войн и репрессий: «лиля смотрит на меня блестящими серыми глазами. какая она красивая! впрочем, она вовсе не красивая, просто у нее блестящие глаза и розовые крепкие щеки. когда она улыбается, на щеках появляются ямочки, а брови расходятся и не кажутся уже такими строгими».
для героя рассказа важна иная черта облика девушки — жесткие волосы. он воспринимает их как символ жестокости характера, в то время как у него самого волосы мягкие и в душе царят мягкотелость и нерешительность.
первая часть рассказа имеет кольцевую композицию. рамкой для которой является городской пейзаж — описание вечернего двора с разноцветными окнами. когда герои возвращаются из кино, белые и розовые окна гаснут, остаются голубые и зеленые. здесь для автора важна символика цвета. голубое и зеленое — цвета, символизирующие естественное, природное жизнелюбивое начало.