Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 16-18
Материалы эпоса «Манас», генеральной сюжетной линией которого являются события военного характера, позволяют восстановить многие черты военной организации и техники у кыргызов: систему формирования и структуру войска, тактику военных действий, приемы боя, вооружение и доспехи, снабжение провиантом, обращение с пленными воспитания воинских качеств.
Главным боевым товарищем героя, его во всех подвигах в эпосе является богатырский конь. У кочевых и полукочевых народов роль коня как спутника и боевого товарища героя особенно значительна. Описание красоты коня, похвала коню принадлежат к числу наиболее широко распространенных «общих мест» эпической поэзии тюркоязычных народов. Богатырский конь Манаса Аккула наделяется такими же сказочно-гиперболическими чертами, как и сам Манас.
Однако подготовка к походу требовала не только изготовления снаряжения и оружия. Огромное место в ней занимала подготовка боевых коней, их тренировка к длительным походам, обучение для использования в боях. Решающая роль боевого коня в сражении создавала в эпосе целый культ коня.
Вообще роль коня в жизни всех значительных персонажей эпоса показана очень полно и убедительно. Известны клички коней, например, Сарала — конь Ал-манбета, Ач-Буран — конь Джолоя, Ангара — конь Конурбая и т. д. Состязания между ними столь же сложны, интересны, как и состязания между самими героями, кони также долговечны, как их хозяева.
Лишенный своего коня, богатырь становится бес Поэтому враги, желая погубить героя, стараются прежде всего разлучить его с конем. Даже Манас, оставшись во время разведки Бээжина без своего коня Аккулы, попадает в трудное положение при переправе через реку и едва не погибает от руки Конурбая. В «Семетее» мотив утраты героем коня повторяется несколько раз: в конце концов Семетей погибает, разлученный со своим Тайбурулом. Погибает и Конурбай, хитростью лишенный своего коня Ангара.
Заботливый уход за конем вызывал уверенность в том, что в трудную минуту он не подведет. Кыргызская пословица лаконично и в то же время полно характеризует роль коня: «Конь — крылья молодца» («Ат эрдин канаты»). Вполне правдоподобны имеющиеся в эпосе упоминания о подборе одномастных коней в войсках. Так, войско Урбю приезжает перед выступлением в поход на конях черной масти, войско Тоштюка — на конях гнедой масти.
В войсках непременно имелось определенное количество запасных лошадей. Запасную лошадь брали и при отправлении в разведку. Например, в эпосе есть следующие строки:
Герой Чубак и Герой Манас Выбрали восемьдесят джигитов Сорок два запасных рысака они вели в поводу, Чтобы в случае необходимости сесть на них.
А.Н. Бернштам отмечал у кыргызов сочетание в бою подвижности с внезапностью удара: у неприятеля обзор определяется от армии, отдельный отряд наносит удар по ставке вождя. При приближении к неприятелю отряды кыргызских войск стремились максимально использовать момент внезапности нападения. Кыргызы обязательно нападали с боевым кличем своего племени или племенного союза — ураан. В ряде исследований приводятся боевые кличи кыргызов, иногда носившие даже общенародный характер. Как сообщает Н. Аристов, ураанами у кара-кыргызов служили имя Манаса, имена вождей и знаменитых манапов. Таким образом, отдельные отряды формировались на основе десятичной системы. Особое положение в кыргызском войске занимали дружины феодалов (касан), в которые входилипрофессиональные воины.
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 16-18
Материалы эпоса «Манас», генеральной сюжетной линией которого являются события военного характера, позволяют восстановить многие черты военной организации и техники у кыргызов: систему формирования и структуру войска, тактику военных действий, приемы боя, вооружение и доспехи, снабжение провиантом, обращение с пленными воспитания воинских качеств.
Главным боевым товарищем героя, его во всех подвигах в эпосе является богатырский конь. У кочевых и полукочевых народов роль коня как спутника и боевого товарища героя особенно значительна. Описание красоты коня, похвала коню принадлежат к числу наиболее широко распространенных «общих мест» эпической поэзии тюркоязычных народов. Богатырский конь Манаса Аккула наделяется такими же сказочно-гиперболическими чертами, как и сам Манас.
Однако подготовка к походу требовала не только изготовления снаряжения и оружия. Огромное место в ней занимала подготовка боевых коней, их тренировка к длительным походам, обучение для использования в боях. Решающая роль боевого коня в сражении создавала в эпосе целый культ коня.
Вообще роль коня в жизни всех значительных персонажей эпоса показана очень полно и убедительно. Известны клички коней, например, Сарала — конь Ал-манбета, Ач-Буран — конь Джолоя, Ангара — конь Конурбая и т. д. Состязания между ними столь же сложны, интересны, как и состязания между самими героями, кони также долговечны, как их хозяева.
Лишенный своего коня, богатырь становится бес Поэтому враги, желая погубить героя, стараются прежде всего разлучить его с конем. Даже Манас, оставшись во время разведки Бээжина без своего коня Аккулы, попадает в трудное положение при переправе через реку и едва не погибает от руки Конурбая. В «Семетее» мотив утраты героем коня повторяется несколько раз: в конце концов Семетей погибает, разлученный со своим Тайбурулом. Погибает и Конурбай, хитростью лишенный своего коня Ангара.
Заботливый уход за конем вызывал уверенность в том, что в трудную минуту он не подведет. Кыргызская пословица лаконично и в то же время полно характеризует роль коня: «Конь — крылья молодца» («Ат эрдин канаты»). Вполне правдоподобны имеющиеся в эпосе упоминания о подборе одномастных коней в войсках. Так, войско Урбю приезжает перед выступлением в поход на конях черной масти, войско Тоштюка — на конях гнедой масти.
В войсках непременно имелось определенное количество запасных лошадей. Запасную лошадь брали и при отправлении в разведку. Например, в эпосе есть следующие строки:
Герой Чубак и Герой Манас
Выбрали восемьдесят джигитов
Сорок два запасных рысака они вели в поводу,
Чтобы в случае необходимости сесть на них.
А.Н. Бернштам отмечал у кыргызов сочетание в бою подвижности с внезапностью удара: у неприятеля обзор определяется от армии, отдельный отряд наносит удар по ставке вождя. При приближении к неприятелю отряды кыргызских войск стремились максимально использовать момент внезапности нападения. Кыргызы обязательно нападали с боевым кличем своего племени или племенного союза — ураан. В ряде исследований приводятся боевые кличи кыргызов, иногда носившие даже общенародный характер. Как сообщает Н. Аристов, ураанами у кара-кыргызов служили имя Манаса, имена вождей и знаменитых манапов. Таким образом, отдельные отряды формировались на основе десятичной системы. Особое положение в кыргызском войске занимали дружины феодалов (касан), в которые входилипрофессиональные воины.