Каково отношение народа к царю и боярам, приведите примеры? ИВАН ГРОЗНЫЙ МОЛИТСЯ ПО СЫНЕ Текст: Эх да собирается наш православный царь Да он ко заутрени, Ко тому ли свету, свету-светику Ивану Великому. Эх да как становится наш православный царь Да он на своем месте. Как становится наш православный царь У правого клироса. Эх да уж как молится наш православный царь Ивану Великому. Уж он молится, наш православный царь, Да он низко кланяется. Эх да как позадь-то его все бояре-князья Они остановилися. Как промеж-то себя ухмыльнулися, Князья усмехнулися. Эх да уж как гневно на них православный царь Да он оглядается: «И чему-то, чему вы, бояре-князья, Чему больно радостны? Эх да иль не знаете вы, иль не ведаете Горя-то великого? Знать, не ведома-то вам кручинушка Безысходна царская! Эх да как угасла-то свеча местная, Закатилась-то звезда, Поднебесна моя светла звездонька — Не стало млад царевича».
Персей освобождает Андромеду - Рубенс. 1620-1621. Масло, холст, 99,5x139 см
Один из бесспорных шедевров Рубенса, созданный им в период 1620-21 годов. Взятый за основу античный сюжет о сыне Зевса Персее, победившем ужасную Медузу Горгону и прекрасной Андромеде, дочери царя Кефея и царицы Кассиопеи, обречённой стать жертвой морского чудовища, у великого фламандца приобретает совершенно новое звучание.
Принцесса Андромеда уже не классическая античная красавица с выверенными пропорциями - художник наделил её чертами пышнотелой, дородной фламандской девушки с золотистыми волосами и пылающим румянцем на щеках. Необычайно воздушные, светлые, лессирующие краски её почти обнаженного тела, звучно контрастируют со стальными доспехами Персея, его сверкающим щитом с прикреплённой головой Горгоны, со всей могучей фигурой героя, изображенного с множеством деталей: крылатыми сандалиями на ногах, венком над головой, шлемом-невидимкой в руках амура.
Ещё один амур держит под уздцы Пегаса, крылатого коня, родившегося из капли крови убитой Горгоны. И этот конь не тонконогий скакун из древних мифов, а крепкий, белогривый фламандский жеребец, весь под стать своему наезднику.
Крылатая богиня победы - Ника, держащая лавровый венок над головой Персея, придаёт всему полотну характер торжественного действия, даже аллегории, так любимой Рубенсом. Противопоставление двух центральных движений на картине: решительного, уверенного порыва героя Персея и смущенного, стыдливого, невероятно женственного, встречного порыва царевны Андромеды, создаёт тонкую и, вместе с тем, «обнаженную» игру зарождающихся чувств влюблённых. Для художника не так важно соблюдение древнего сюжета, как воспевание пышущего здоровьем, крепкого, уверенного тела в трепетном и таком естественном сближении.
Цветовой строй произведения насыщен жемчужно-розовыми, перламутровыми, телесными, ярко-красными, золотистыми, светло-зелёными, ярко-бордовыми пятнами, гармонирующими между собой и создающими величественное, торжественное настроение происходящего. Великий мастер Рубенс в этом шедевре настоящий, подлинный, как никогда!