Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую — лошадиную — 'красоту... » Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных. К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус... тучей клубился над ними комар и мошкара...На некоторых из них просто мочи не было смотреть...» Были лошади с «тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».Автор задумывается, отчего лошадям так тяжело живется. Почему? Ведь были времена, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете».Когда-то «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Ведь еще недавно были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба... » Лошадь называли сокровищем и опорой «всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес». Отношение к лошади было как к самому главному члену семьи, и так оно и было. Но отношение человека к лошади со временем изменилось.Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, — даже точно! — сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей. Тяжело ему было видеть во лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. ответов не было: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена?» Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив «на себя бесшабашную удаль», герой «вдруг стал понимать, что... совершил что-то непоправимое, страшное, что... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг... » «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы... » Доброта к любому живому существу — это и есть то, что делает человека нравственно богатым.Нравственные ценности — это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека — опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.
Иван андреевич крылов - один из любимых народом поэтов, один из основоположников . николай васильевич гоголь говорил, что басни крылова стали настоящей- "книгой мудрости народа", на них воспитывались и воспитываются многие поколения. и. а. крылов вошел вкак непревзойденный баснописец. жанром басни он владел в совершенстве. поэт написал более двухсот басен. некоторые его басни были или подражаниями, многие сюжеты были заимствованы из сказок, но все они были откликами на события современной ему жизни. крылов не любил отвечать на вопросы, какие конкретные факты и кого он имел в виду в басне, иногда уверял, что изображал просто зверюшек. но это, конечно, не так. в его баснях сочетаются правда и вымысел с чудесной живописностью языка. меткие крыловские изречения давно перешли в пословицы и поговорки и стали народным достоянием еще при жизни знаменитого баснописца. мне нравятся многие басни и. а. крылова, но любимая - "синица". эта басня, как и многие другие, родилась из пословицы. пословица "ходила синица море зажигать, море не зажгла, а славы много наделала" определяет и сюжет, и построение, и мораль этой басни, в которой рассказывается о том, как синица "хвалилась", что "хочет море сжечь", и о том шуме, который вызвала эта похвальба: страх обнял жителей нептуновой столицы; летят птицы; а звери из лесов сбегаются смотреть, как будет океан и жарко ли гореть. шум, поднятый синицей, привлек много зрителей: охотники таскаться по пирам из первых с ложками явились к берегам, чтоб похлебать ухи такой люди столпились и ждут чуда, которое никак не произойдет, хотя некоторым кажется, что море "вот закипит, вот тотчас загорится". "величавы затеи" синицы закончились ничем: "синица со стыдом всвояси уплыла". в этой басне сатирически изображена картина чиновничьего общества. действие басни можно отнести не только к условно-мифической обстановке, но и к петербургским порядкам, хотя автор и говорит: примолвить к речи здесь годится, но ничьего не трогая и делает вывод: что делом, не сведя конца, не надобно хвалиться. крылов хочет еще раз напомнить, что не нужно хвастаться раньше времени, трубить о том, чего еще не сделал. он осуждает также излишнее любопытство праздных горожан, любителей "подкормиться" за чужой счет и посплетничать. сама басня короткая, но она привлекает своими яркими поэтическими образами занимательным сюжетом. а с. пушкин считал крылова неподражаемым, истинно народным поэтом, выразившим дух народа, главные черты его характера. в баснях крылова всегда напряженный и занимательный сюжет, мало повествования и еще меньше описаний, много диалогов, точной информации. его басни легко запоминаются. своей красочности, лаконичности, заключенной в них мудрости басни крылова не стареют. на них воспитывается каждое новое поколение, они по праву считаются достоянием и неотъемлемой частью национальной культуры. ну ты выбери что тебе нужно от сюда ну а гл. мысль сам уж поймёшь