Средства выразительности в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
1. Сравнения: Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Уж лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал. Всё лицо его было как будто смазано маслом, точно железный замок.
2. Эпитеты: болезненное и трусливое ощущение, отвратительный и грустный колорит, глубочайшего омерзения, пошлейшая мелочь
3. Метафоры: Он был задавлен бедностью. // Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей.
4. Риторическое восклицание: «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. // О боже! как это всё отвратительно!
5. Риторический вопрос: Любопытно, чего люди больше всего боятся? // Ну зачем я теперь иду? Разве я на это? Разве это серьезно?
6. Риторические обращения: Эй ты, немецкий шляпник! Много ль за часы-то, Алена Ивановна? Ну тогда и будем говорить, батюшка.
7. Ряды однородных членов: На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. // Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.
8. Лексический повтор: Да, слишком приметная шляпа... Смешная, потому и приметная... Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят... главное, потом запомнят, ан и улика. Мелочи, мелочи главное!.. Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!
9. Слова с суффиксами субъективной оценки: к преогромнейшему дому, на крошечную щелочку, сверкавшие из темноты глазки, по такому же дельцу, произнесла старушонка
Антитеза:
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив;
дама хотя и великодушная, но несправедливая.
Фразеологизмы:
углубился в себя; с замиранием сердца;
Гиперболы:
..чувство бесконечного отвращения;
Литоты:
дверь приотворилась на крошечную щелочку; крошечная кухня; крошечная, сухая старушонка; Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.
Метафоры:
...задавлен бедностью;
Сравнения:
...проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице
Звонок брякнул слабо, как будто был сделан из жести, а не из меди.
...на ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу...
...он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный;
Риторические восклицания:
Это уж всего сквернее! Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь замысел может испортить!
Риторические вопросы:
Любопытно, чего люди больше всего боятся?
Ну зачем я теперь иду? Разве я на это ? Разве это серьезно?
Эпитеты:
отвратительный и грустный колорит.
щегольские смазные сапоги
Средства выразительности в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
1. Сравнения: Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Уж лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал. Всё лицо его было как будто смазано маслом, точно железный замок.
2. Эпитеты: болезненное и трусливое ощущение, отвратительный и грустный колорит, глубочайшего омерзения, пошлейшая мелочь
3. Метафоры: Он был задавлен бедностью. // Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще в то время, как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей.
4. Риторическое восклицание: «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. // О боже! как это всё отвратительно!
5. Риторический вопрос: Любопытно, чего люди больше всего боятся? // Ну зачем я теперь иду? Разве я на это? Разве это серьезно?
6. Риторические обращения: Эй ты, немецкий шляпник! Много ль за часы-то, Алена Ивановна? Ну тогда и будем говорить, батюшка.
7. Ряды однородных членов: На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. // Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.
8. Лексический повтор: Да, слишком приметная шляпа... Смешная, потому и приметная... Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят... главное, потом запомнят, ан и улика. Мелочи, мелочи главное!.. Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!
9. Слова с суффиксами субъективной оценки: к преогромнейшему дому, на крошечную щелочку, сверкавшие из темноты глазки, по такому же дельцу, произнесла старушонка
10. Олицетворение: Звонок брякнул слабо.