Эпоха, отраженная в комедии. (общественный подъем после войны 1812 года. ожидание перемен. разделение общества на реформаторов и консерваторов. чацкий и молчалин — представители «века нынешнего» и «века минувшего».) чацкий и молчалин — люди противоположных жизненных позиций. общие черты. (оба молоды, умны, образованны, вхожи в общество фамусова, по-особому относятся к софье.) различия. положение в обществе (с точки зрения каждого). (чацкий — блестящий юноша-дворянин, отличается независимостью взглядов; вернулся из-за границы. «славно пишет, переводит». для молчалина чацкий — неудачник (в любви, в жизни: «не дались чины, по службе неуспех»). молчалин — в глазах чацкого — «жалчайшее созданье», скромный угодливый секретарь хозяина, «от старичков не ступит за порог». с другой стороны, за несколько лет молчалин сделал неплохую карьеру (чин асессора, награды), завязал нужные связи и приобрел полезные знакомства). цель жизни и пути достижения цели. (чацкий стремится честно служить родине («служба делу, а не лицам»). молчалин стремится «дойти до степеней известных» при мести, угодничества: «мнения чужие только святы».) отношения с окружающими. (благородство и порядочность чацкого, искренность в проявлении чувств к софье; способность молчалина к предательству и подлости, который играет в любовь «по должности».) создание а. грибоедовым типических характеров. (образы чацкого и молчалина выходят за рамки пьесы, чацкий — тип борца за новое, свободу для всех, уважение к человеческой личности. (и. гончаров: «чацкий незаменим при смене одного века каждое дело, требующее обновления, вызывает тень чацкого». молчалин — тип приспосабливающегося, неразборчивого в средствах человека. м. е. салтыков-щедрин: «молчалины блаженствуют на свете, переживают века». их противостояние носит идейно-политический характер, оно отражает два мировоззрения в общественно-политической жизни россии 20-х годов xix века.)
На вопрос "Всякий ли человек имеет право на сочувствие?" ответить односложно нельзя. Два героя повести В.Г.Распутина Настена и её муж Андрей Гуськов оба имеют право на сочувствие. Но как можно сочувствовать дезертиру Андрею, который вместо того, чтобы ехать после госпиталя (где его лечили после ранения) на фронт, сбегает домой, чтобы повидать свою жену Настену. Тем самым он превращает в ад не только свою жизнь, но и жизнь своей жены. А Настена его оправдывает: "И может смерть оттянул, чтоб только побыть с ней? Так как же теперь от него отказаться?". И в то же время понимает, что ее муж теперь вне закона. Да и сам он начинает понимать, что он преступник, да и жене жизнь испортил. "Зачем тебе еще и заодно со мной быть преступницей?"- спрашивает он жену, так как не видит выхода из создавшейся ситуации. . И жалко Настену, которая бросается в Ангару. Погибает с ней и не родившийся ребенок. Именно она и вызывает сочувствие.
И жалко Настену, которая бросается в Ангару. Погибает с ней и не родившийся ребенок. Именно она и вызывает сочувствие.