Какой художественный прием использует автор, показывая влияние Мити и Павлика на рассказчика? Аргументируйте (объясните) свою точку зрения, подтвердите примерами из текста.
В основе данного произведения, написанного в период стремления Лермонтова снизить напряжение и отчужденность между собой и окружающим его миром, лежит тема, являющаяся центральной для всего его творчества – чувство одиночества, свободы и отстраненности от всех происходящих вокруг него событий. Мотив одиночества и обездоленности пересекается с мотивами тоски и пылкой любви к родной земле, которая совсем не готова отвечать поэту взаимностью, она подобно ветреной женщине непостоянна и изменчива, а любовь её зыбка и призрачна.
В стихотворении изображены страдания и душевные переживания лирического героя, которого вынудили стать изгнанником и покинуть родные для него края.
В основе стихотворения, имеющего вид диалога поэта с «тучками, небесными странниками», лежат три строфы и две основные части, существующие на базе использованного автором сравнительного метода. Поэт сравнивает тучи, которые гонит бездушный ветер, со своей судьбой, такой же изменчивой и непредсказуемой, закидывающей его в такие места и дали, что он и не может себе представить. Душа лирического героя полна умиротворения и спокойствия, он отстранен и абстрагирован от всего происходящего, покоряется судьбе предначертанной ему свыше и воспринимает окружающей его мир как нечто чуждое и враждебное. Сейчас он абсолютно свободен, наполнен чувством спокойствия и гордого одиночества, однако все может измениться в любой момент и он подобно тучам, будет отнесен безжалостным ветром судьбы «с милого севера в сторону южную (из Петербурга на Кавказ).
Мастерски изображенные образы туч «вечных странников» создают особое пронзительное звучание основного мотива изгнанничества и бесприютности: не существует на свете такой силы, которая могла бы прекратить вечный и беспрерывный бег одиноких туч по небосклону. Лирический герой ощущает себя таким же бездомным изгнанником, вынужденным постоянно одиноко брести по свой жизненной дороге в поисках счастья.
Структурный анализ стихотворения
При написании стихотворения Лермонтов использовал такой стихотворный размер как четырехстопный дактиль и трехсложная стопа с ударением на первом слоге, применена перекрестная рифмовка, характеризующаяся яркостью и поэтическим богатством (южною - жемчужною, открытая - ядовитая). Произведение приобретает яркую насыщенность и выразительность благодаря использованию таких художественных средств выразительности как эпитеты (степь лазурная, милый север, цепь жемчужная), метафорические эпитеты (нивы бесплодные, тучи свободные, вечно холодные), метафоры одушевления (кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, нивы наскучили), приемов олицетворения (тучи-странники), анафоры (повторение группы слов или фраз в начале или в конце строфы).
Данное произведение имеет глубокий философский подтекст, который заключен в идеи разобщенности человека и окружающей его природы. Данная мысль подтверждается наличием в стихотворении неясных противопоставлений таких как: природа и гонимый властями поэт-скиталец, холодность и полное безразличие туч – страдания и муки лирического героя, пламенность его чувств. Люди разучились жить в гармонии и мире с природой, они полны мирских забот, не в силах забыть обиды, умерить свои страсти и желания, поэтому, никогда не смогут подняться как вечные странники тучи на недосягаемую высоту и абстрагироваться от проблем бренного мира.
«Песня о Соколе» (1895) принадлежит периоду раннего творчества М. Горького. Писатель позже вспоминал период 1880-х годов: «Себя я лично вижу в ту пору фантазёром, стихотворцем…». А Короленко, прочитав первые произведения молодого писателя, сказал: «Я же говорил Вам, что Вы — реалист!.. Но в то же время — романтик!». Это точное определение стиля раннего Горького. Несмотря на то, что романтизм в конце XIX века уступил место реализму, новая общественная атмосфера вновь вызвала к жизни это течение. Возрождение романтизма связано с деятельностью революционеров, которые мечтали изменить жизнь погрязшего во зле и несправедливости общества. «Песня о Соколе» является ярким примером романтического произведения.
Все традиции романтизма нашли своё отражение в «Песне о Соколе». По жанру это легенда, которую поведал герою-рассказчику «сухой и мудрый старик Надыр-Рагим- оглы. Думаю, что «Песня о Соколе» — одно из самых загадочных и искренних произведений русской литературы. Здесь звучит гимн вольному человеку. Основной мотив произведения выражен в рефрене «Безумству храбрых поем мы песню!».
Здесь прослеживается принцип двоемирия. С одной стороны, перед нами реальный мир — морское побережье со скалами. С другой — фантастическое сырое ущелье, в котором происходит действие легенды. Пейзаж выполняет фантастическую функцию. «Огромное море», «голубое сияние луны», «золотой узор звёзд», «тайная тишина», «мохнатые горные вершины», «мгла южной ночи» создают необыкновенно поэтическую картину. Традиционно море символизирует безграничность мечты, свободу, мощь. Горы выражают высоту и чистоту личности, мечту человека, возвышающего его над другими. Сырое, темное ущелье, в котором живет Уж, олицетворяет узость, призрачность жизни этого героя. Небо для него — пустое место, а Сокол — безумец. В его словах звучит ядовитая ирония.
Сокол — образец романтического героя. Он рвется к свету. Своим трагическим падением он развенчивает «мудрость» Ужа. Это герой исключительный, непримиримый к пустому существованию. Только в свободе он находит счастье, даже если ценой этой свободы будет падение. Сокол остается верен своим идеалам.
Уж представляет собой противоположный взгляд на мир. Он не видит смысла в идеалах свободы и неба. Ему тепло в душном ущелье. Он не замечает того, что живет скудной унылой жизнью. Он не понять и совершить подвиг. Уж пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении. А трагическая смерть Сокола приносит ему бессмертие. Здесь автор ставит проблему подвига.
Главная тема стихотворения
В основе данного произведения, написанного в период стремления Лермонтова снизить напряжение и отчужденность между собой и окружающим его миром, лежит тема, являющаяся центральной для всего его творчества – чувство одиночества, свободы и отстраненности от всех происходящих вокруг него событий. Мотив одиночества и обездоленности пересекается с мотивами тоски и пылкой любви к родной земле, которая совсем не готова отвечать поэту взаимностью, она подобно ветреной женщине непостоянна и изменчива, а любовь её зыбка и призрачна.
В стихотворении изображены страдания и душевные переживания лирического героя, которого вынудили стать изгнанником и покинуть родные для него края.
В основе стихотворения, имеющего вид диалога поэта с «тучками, небесными странниками», лежат три строфы и две основные части, существующие на базе использованного автором сравнительного метода. Поэт сравнивает тучи, которые гонит бездушный ветер, со своей судьбой, такой же изменчивой и непредсказуемой, закидывающей его в такие места и дали, что он и не может себе представить. Душа лирического героя полна умиротворения и спокойствия, он отстранен и абстрагирован от всего происходящего, покоряется судьбе предначертанной ему свыше и воспринимает окружающей его мир как нечто чуждое и враждебное. Сейчас он абсолютно свободен, наполнен чувством спокойствия и гордого одиночества, однако все может измениться в любой момент и он подобно тучам, будет отнесен безжалостным ветром судьбы «с милого севера в сторону южную (из Петербурга на Кавказ).
Мастерски изображенные образы туч «вечных странников» создают особое пронзительное звучание основного мотива изгнанничества и бесприютности: не существует на свете такой силы, которая могла бы прекратить вечный и беспрерывный бег одиноких туч по небосклону. Лирический герой ощущает себя таким же бездомным изгнанником, вынужденным постоянно одиноко брести по свой жизненной дороге в поисках счастья.
Структурный анализ стихотворения
При написании стихотворения Лермонтов использовал такой стихотворный размер как четырехстопный дактиль и трехсложная стопа с ударением на первом слоге, применена перекрестная рифмовка, характеризующаяся яркостью и поэтическим богатством (южною - жемчужною, открытая - ядовитая). Произведение приобретает яркую насыщенность и выразительность благодаря использованию таких художественных средств выразительности как эпитеты (степь лазурная, милый север, цепь жемчужная), метафорические эпитеты (нивы бесплодные, тучи свободные, вечно холодные), метафоры одушевления (кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, нивы наскучили), приемов олицетворения (тучи-странники), анафоры (повторение группы слов или фраз в начале или в конце строфы).
Данное произведение имеет глубокий философский подтекст, который заключен в идеи разобщенности человека и окружающей его природы. Данная мысль подтверждается наличием в стихотворении неясных противопоставлений таких как: природа и гонимый властями поэт-скиталец, холодность и полное безразличие туч – страдания и муки лирического героя, пламенность его чувств. Люди разучились жить в гармонии и мире с природой, они полны мирских забот, не в силах забыть обиды, умерить свои страсти и желания, поэтому, никогда не смогут подняться как вечные странники тучи на недосягаемую высоту и абстрагироваться от проблем бренного мира.
Объяснение:
«Песня о Соколе» (1895) принадлежит периоду раннего творчества М. Горького. Писатель позже вспоминал период 1880-х годов: «Себя я лично вижу в ту пору фантазёром, стихотворцем…». А Короленко, прочитав первые произведения молодого писателя, сказал: «Я же говорил Вам, что Вы — реалист!.. Но в то же время — романтик!». Это точное определение стиля раннего Горького. Несмотря на то, что романтизм в конце XIX века уступил место реализму, новая общественная атмосфера вновь вызвала к жизни это течение. Возрождение романтизма связано с деятельностью революционеров, которые мечтали изменить жизнь погрязшего во зле и несправедливости общества. «Песня о Соколе» является ярким примером романтического произведения.
Все традиции романтизма нашли своё отражение в «Песне о Соколе». По жанру это легенда, которую поведал герою-рассказчику «сухой и мудрый старик Надыр-Рагим- оглы. Думаю, что «Песня о Соколе» — одно из самых загадочных и искренних произведений русской литературы. Здесь звучит гимн вольному человеку. Основной мотив произведения выражен в рефрене «Безумству храбрых поем мы песню!».
Здесь прослеживается принцип двоемирия. С одной стороны, перед нами реальный мир — морское побережье со скалами. С другой — фантастическое сырое ущелье, в котором происходит действие легенды. Пейзаж выполняет фантастическую функцию. «Огромное море», «голубое сияние луны», «золотой узор звёзд», «тайная тишина», «мохнатые горные вершины», «мгла южной ночи» создают необыкновенно поэтическую картину. Традиционно море символизирует безграничность мечты, свободу, мощь. Горы выражают высоту и чистоту личности, мечту человека, возвышающего его над другими. Сырое, темное ущелье, в котором живет Уж, олицетворяет узость, призрачность жизни этого героя. Небо для него — пустое место, а Сокол — безумец. В его словах звучит ядовитая ирония.
Сокол — образец романтического героя. Он рвется к свету. Своим трагическим падением он развенчивает «мудрость» Ужа. Это герой исключительный, непримиримый к пустому существованию. Только в свободе он находит счастье, даже если ценой этой свободы будет падение. Сокол остается верен своим идеалам.
Уж представляет собой противоположный взгляд на мир. Он не видит смысла в идеалах свободы и неба. Ему тепло в душном ущелье. Он не замечает того, что живет скудной унылой жизнью. Он не понять и совершить подвиг. Уж пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении. А трагическая смерть Сокола приносит ему бессмертие. Здесь автор ставит проблему подвига.
Объяснение: