Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов. Он видит бегущую собаку, которую догоняет и хватает ругающийся мужик. Собирается толпа. Мужик (золотых дел мастер Хрюкин) показывает толпе покусанный палец. Очумелов настроен решительно: «Я покажу вам, как собак распускать! Елдырин, — обращается он к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! » После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки — генерал Жигалов, вся его решительность пропадает. Он обращается к городовому: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто, жарко стало» , а затем говорит пострадавшему Хрюкину: «Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком! » В это время городовой начинает сомневаться в том, что это собака генерала: «у него всё больше легавые» . Очумелов меняется на глазах, и теперь он снова решителен: «Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй
Как в 18 веке разделение русского языка на высокий и низкий жанры мешало прогрессу в литературе, так сейчас мешает её развитию предвзятое представление о таком литературном жанре как фантастика. Постепенно языковые жанры смешались… Фантастика со страниц Гоголя со временем вышла на самостоятельный путь. Уже Булгаковым было сказано: «Я мистический писатель»… Но большинство образованных людей ставят фантастику на один уровень с низкопробной литературой, заполонившей в последнее время не только прилавки книжных магазинов, но и книжные полки читающего населения. Такое отношение к фантастике в принципе оправдано, так как большинство фантастических произведений содержат лишь новую идею, а иногда слегка измененную версию старой, но при этом редко глубоко проникают в какие-либо нравственные проблемы. Несмотря на это несправедливо такое отношение к произведениям братьев Стругацких. Аркадий и Борис Стругацкие являются мастерами не только фантастического жанра. В своих произведениях за ярлыком «фантастика» они поместили поиски решений или сами решения всех тех проблем, которые поднимались ещё со времён «Повести временных лет». Нет, они не переписывали старое, Стругацкие перекопали все проблемы с современной точки зрения, рассмотрели их со стороны общества крнца 20 века. Что в принципе и делали все гиганты классики. Раскрыли Стругацкие и новые проблемы, нашли решения некоторым старым. Но заслуга Стругацких в том, что однозначного ответа они не дают – есть только пути решения, каждый притягателен и отвратителен по своему. Основные атрибуты фантастики: чужие планеты, пришельцы, мутанты, роботы, разумные существа, находящиеся на различных стадиях развития, являются просто основой для идеи. Стругацкие по сути являются собирателями и синтезаторами огромного количества философского, языкового, жанрового, юмористического и общекультурного наследия. Универсализм А. И Б. Стругацких в поколениях не потеряется. Их читали и будут читать, но отсутствие их в школьной программе будет упущением огромного временного пласта в школьно литературе. Школа начнёт отставать от реальности, как от реальности отставали реформы М. Ломоносова, хотя и вносили свой вклад в русскую культуру. s Стругацкие и классика. В культуре всегда очень высоко ценилась и ценится классика. Классическое означает эталонное, постоянное. Чтобы произведение стало классическим оно должно выдержать проверку временем и быть признанным потомками современников писателя. Классическая литература должна быть правильно огранённым камнем и все грани должны блестеть: тема, идея, мотивы, язык…
высокий и низкий жанры мешало прогрессу
в литературе, так сейчас мешает её
развитию предвзятое представление о
таком литературном жанре как фантастика.
Постепенно языковые жанры смешались…
Фантастика со страниц Гоголя со временем
вышла на самостоятельный путь. Уже
Булгаковым было сказано: «Я
мистический писатель»… Но большинство
образованных людей ставят фантастику на
один уровень с низкопробной литературой,
заполонившей в последнее время не только
прилавки книжных магазинов, но и книжные
полки читающего населения. Такое
отношение к фантастике в принципе
оправдано, так как большинство
фантастических произведений содержат
лишь новую идею, а иногда слегка
измененную версию старой, но при этом
редко глубоко проникают в какие-либо
нравственные проблемы. Несмотря на это
несправедливо такое отношение к
произведениям братьев Стругацких.
Аркадий и Борис Стругацкие являются
мастерами не только фантастического
жанра. В своих произведениях за ярлыком
«фантастика» они поместили поиски
решений или сами решения всех тех
проблем, которые поднимались ещё со
времён «Повести временных лет». Нет, они
не переписывали старое, Стругацкие
перекопали все проблемы с современной
точки зрения, рассмотрели их со стороны
общества крнца 20 века. Что в принципе и
делали все гиганты классики. Раскрыли
Стругацкие и новые проблемы, нашли
решения некоторым старым. Но заслуга
Стругацких в том, что однозначного ответа
они не дают – есть только пути решения,
каждый притягателен и отвратителен по
своему.
Основные атрибуты фантастики: чужие
планеты, пришельцы, мутанты, роботы,
разумные существа, находящиеся на
различных стадиях развития, являются
просто основой для идеи. Стругацкие по
сути являются собирателями и
синтезаторами огромного количества
философского, языкового, жанрового,
юмористического и общекультурного
наследия. Универсализм А. И Б. Стругацких
в поколениях не потеряется. Их читали и
будут читать, но отсутствие их в школьной
программе будет упущением огромного
временного пласта в школьно литературе.
Школа начнёт отставать от реальности, как
от реальности отставали реформы М.
Ломоносова, хотя и вносили свой вклад в
русскую культуру. s Стругацкие и классика.
В культуре всегда очень высоко ценилась и
ценится классика. Классическое означает
эталонное, постоянное.
Чтобы произведение стало классическим
оно должно выдержать проверку временем
и быть признанным потомками
современников писателя.
Классическая литература должна быть
правильно огранённым камнем и все грани
должны блестеть: тема, идея, мотивы,
язык…