В жизни каждого из нас рано или поздно наступает момент непростой внутренней борьбы. Чаще всего чувства подталкивают человека к безрассудным или даже опасным поступкам. Разум же при этом старается остановить его, чтобы предотвратить непоправимые последствия. И такая борьба дается ему нелегко.
В качестве примера подобной борьбы можно привести непростую судьбу Катерины из пьесы Островского «Гроза». Героиня старалась смириться с тем, что ей придется всю жизнь прожить с нелюбимым мужчиной в ненавистном доме. Так велел ей разум, ведь ее «удачно» выдали замуж в зажиточную семью. Девушка надеялась получить хоть какое-то понимание со стороны своей новой семьи, но это было невозможно. Ей хотелось любви и ласки.
К героине даже стали приходить грешные сны, с которыми она изо всех сил боролась. Однако человеческая природа все же взяла верх над нелогичными заскорузлыми порядками. Катерина почувствовала себя женщиной, в ней всколыхнулось желание быть любимой и любить самой. При этом ее постоянно гложут сомнения, страх и чувство вины. Такая сложная борьба в юной душе привела к печальным последствиям. Отдавшись своим чувствам, Катерина не смогла себе этого простить и покончила с собой.
Уверен, что хотя бы раз всем приходилось бороться с чувствами, идущими вразрез нашему привычному мироощущению, устоям или здравому смыслу. Как правило, разум служит защитой от неприятностей и ошибок. Это, конечно, не означает, что к своим чувствам не нужно прислушиваться, просто в любой ситуации лучше хорошенько подумать, прежде чем принимать решение.
Роман «Капитанская дочка» построен на двух разных сюжетах — историческом и бытовом,. В исторических Пушкин описывает реальные события проходившие в то время, а в сценах быта - выражается мнение о происходящем самого автора
Историзм – изображение событий произведения на историческом фоне. Так, например, в основу романа были положены подлинные исторические события такие как крестьянский бунт под предводительством Емельяна Пугачева, но так же присутствовали вымышленные персонажи, такие как Гринев, Швабрин, Марья Ивановна.
Автор выступил не только как художник, но и как историк тщательной переработки исторических фактов, совмещения их с вымышленными образами и сюжетами и создания единого художественного целого. Реальные факты фигурируют практически во всех главах, причем могут быть поданы в виде небольших исторических справок, кратких, но дающих полное представление о ситуации в описываемом месте. Например, глава «Пугачевщина» начинается с характеристики положения Оренбургской губернии в конце 1773 г., сопровождаемой предысторией местных неурядиц, восстаний, произошедших за несколько лет до основного действия. Историческими являются не только факты и сюжеты, но и герои, конкретные личности, в первую очередь — сам Пугачев, чей образ очерчен художественно и в то же время с опорой на архивы, документы, материалы. Это и окружение Пугачева (Хлопуша, Белобородое), и императрица Екатерина II. Все исторические личности не просто упомянуты, а играют значительную роль в развитии сюжета. Особенностью пушкинского историзма является стремление создать на страницах произведения настроение, дух, атмосферу эпохи, и для этого автор использует многочисленные художественные средства. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения читателю увидеть происходящее с точки зрения участника событий. Речь героев ( и рассказчика) стилизована под XVIII век, полна архаизмов, историзмов («глазетовый кафтан» — словосочетания; обороты и формы: «Вышед на площадь, я остановился...»; союзы «ибо», «дабы»: «...я решился тот же час отправиться в Оренбург, дабы торопить освобождение крепости...»). Помимо этого «нагая проза» предполагает также обилие мелких деталей, играющих на создание у читателя определенного представления об исторической ситуации, быте, нравах. Например, то, что мать Гринева хранит его паспорт в шкатулке вместе с сорочкой, в которой его крестили, — деталь быта, говорящая о социальном (провинциальные дворяне) положении семьи и обычаях той эпохи. Все детали тонко продуманы автором и, дополняя друг друга, создают четкую картину исторического периода, в который разворачиваются события.
Гуманизм – человеколюбие. В романе «Капитанская дочка» практически все персонажи являются положительными, гуманными. Например, Гринев описывает себя как незлопамятного, воспитанного и благородного дворянина, Марья Ивановна – кроткая, добрая, скромная девушка, даже Пугачева, предводителя кровавых восстаний, Пушкин наделяет милосердием и чуткостью
Таким образом мы хорошо видим как в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» переплетаются такие понятия, как историзм и гуманизм, главными героями романа являются вымышленные персонажи, но их судьбы и поведения определяются историческими событиями.
В качестве примера подобной борьбы можно привести непростую судьбу Катерины из пьесы Островского «Гроза». Героиня старалась смириться с тем, что ей придется всю жизнь прожить с нелюбимым мужчиной в ненавистном доме. Так велел ей разум, ведь ее «удачно» выдали замуж в зажиточную семью. Девушка надеялась получить хоть какое-то понимание со стороны своей новой семьи, но это было невозможно. Ей хотелось любви и ласки.
К героине даже стали приходить грешные сны, с которыми она изо всех сил боролась. Однако человеческая природа все же взяла верх над нелогичными заскорузлыми порядками. Катерина почувствовала себя женщиной, в ней всколыхнулось желание быть любимой и любить самой. При этом ее постоянно гложут сомнения, страх и чувство вины. Такая сложная борьба в юной душе привела к печальным последствиям. Отдавшись своим чувствам, Катерина не смогла себе этого простить и покончила с собой.
Уверен, что хотя бы раз всем приходилось бороться с чувствами, идущими вразрез нашему привычному мироощущению, устоям или здравому смыслу. Как правило, разум служит защитой от неприятностей и ошибок. Это, конечно, не означает, что к своим чувствам не нужно прислушиваться, просто в любой ситуации лучше хорошенько подумать, прежде чем принимать решение.
Роман «Капитанская дочка» построен на двух разных сюжетах — историческом и бытовом,. В исторических Пушкин описывает реальные события проходившие в то время, а в сценах быта - выражается мнение о происходящем самого автора
Историзм – изображение событий произведения на историческом фоне. Так, например, в основу романа были положены подлинные исторические события такие как крестьянский бунт под предводительством Емельяна Пугачева, но так же присутствовали вымышленные персонажи, такие как Гринев, Швабрин, Марья Ивановна.
Автор выступил не только как художник, но и как историк тщательной переработки исторических фактов, совмещения их с вымышленными образами и сюжетами и создания единого художественного целого. Реальные факты фигурируют практически во всех главах, причем могут быть поданы в виде небольших исторических справок, кратких, но дающих полное представление о ситуации в описываемом месте. Например, глава «Пугачевщина» начинается с характеристики положения Оренбургской губернии в конце 1773 г., сопровождаемой предысторией местных неурядиц, восстаний, произошедших за несколько лет до основного действия. Историческими являются не только факты и сюжеты, но и герои, конкретные личности, в первую очередь — сам Пугачев, чей образ очерчен художественно и в то же время с опорой на архивы, документы, материалы. Это и окружение Пугачева (Хлопуша, Белобородое), и императрица Екатерина II. Все исторические личности не просто упомянуты, а играют значительную роль в развитии сюжета. Особенностью пушкинского историзма является стремление создать на страницах произведения настроение, дух, атмосферу эпохи, и для этого автор использует многочисленные художественные средства. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения читателю увидеть происходящее с точки зрения участника событий. Речь героев ( и рассказчика) стилизована под XVIII век, полна архаизмов, историзмов («глазетовый кафтан» — словосочетания; обороты и формы: «Вышед на площадь, я остановился...»; союзы «ибо», «дабы»: «...я решился тот же час отправиться в Оренбург, дабы торопить освобождение крепости...»). Помимо этого «нагая проза» предполагает также обилие мелких деталей, играющих на создание у читателя определенного представления об исторической ситуации, быте, нравах. Например, то, что мать Гринева хранит его паспорт в шкатулке вместе с сорочкой, в которой его крестили, — деталь быта, говорящая о социальном (провинциальные дворяне) положении семьи и обычаях той эпохи. Все детали тонко продуманы автором и, дополняя друг друга, создают четкую картину исторического периода, в который разворачиваются события.
Гуманизм – человеколюбие. В романе «Капитанская дочка» практически все персонажи являются положительными, гуманными. Например, Гринев описывает себя как незлопамятного, воспитанного и благородного дворянина, Марья Ивановна – кроткая, добрая, скромная девушка, даже Пугачева, предводителя кровавых восстаний, Пушкин наделяет милосердием и чуткостью
Таким образом мы хорошо видим как в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» переплетаются такие понятия, как историзм и гуманизм, главными героями романа являются вымышленные персонажи, но их судьбы и поведения определяются историческими событиями.