Скорее современные Метрафаны - дети из опустившихся семей, которым не дают ни шанса на образования, ни шанса на нормальную жизнь. Характеры которых формируются в таких ужасающих условиях, что требовать от них чего-то, по большому счету, глупо и бессмысленно. Кстати, эти детишки (которе не бояться не бога, ни черта, ни даже советскую власть ))) ), они как раз и к родителям будут так же относиться, как герой Фонвизина. И пусть там чрезмерная и дурацкая любовь глупой женщины, но ведь и она - урод общества, жертва воспитания уже своих родителей. А здесь - наоборот, дети ненужные. Но результат получается одинаковый и неизвестно, что еще хуже - по крайней мере, "современный недоросль", если мы говорим о таких детях, которых я имею в виду, - не разобъет сердце своим родителям словами "Матушка, пойдите прочь"...
Мария — сильная и страстная женщина. Она преодолевает религиозные препятствия (Мазепа, как крестный отец Марии, по религиозным законам не мог быть ее мужем), проклятие родителей, позор в глазах общества и завоевывает себе личное счастье... Но неожиданные для нее грандиозные и страшные исторические события становятся причиной ее гибели. Поместив драматический эпизод встречи сошедшей с ума Марии с Мазепой в конец поэмы, Пушкин придал трагический характер и всему произведению. «Сильные характеры и глубокая трагическая тень, наброшенная на все эти ужасы, — вот что увлекло меня», — писал Пушкин в одной заметке.