происходивший из семьи богатых помещиков, владевших более чем 3 тыс. крепостных, Радищев был отдан в Санкт-Петербургский пажеский корпус, а в 1766 отправлен на средства Екатерины II вместе с одиннадцатью другими молодыми людьми в Германию заканчивать курс наук в Лейпцигском университете. На Западе он открывает для себя Вольтера, Гельвеция, Рейналя и Руссо. Вернувшись в Санкт-Петербург в 1771, он занимает должность секретаря Сената. В 1772 он знакомится с Н.И.Новиковым, который заказывает ему перевод "Наблюдений над историей Греции" Мабли. В 1789 Радищев, к тому времени уже начальник Петербургской таможни, анонимно публикует биографию одного из своих сокурсников по Лейпцигскому университету "Житие Ф.Л.Ушакова", в которой, пользуясь случаем, обличает деспотизм, войну, мздоимство придворных. В мае 1790 выходит главная его книга - "Путешествие из Петербурга в Москву". Вдохновенный формой "Сентиментального путешествия", Радищев в 24 главах книги, каждая из которых носит название какой-нибудь станции по дороге в Москву, описывает во всем их многообразии ужасы крепостничества и излагает свою политико-философскую теорию, предусматривающую уважение прав и свобод личности, справедливый раздел земель и содержащую республиканскую программу. Книгу немедленно конфискуют (она будет запрещена вплоть до 1905). В июле 1790 Радищев арестован и приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. Освобожденный Павлом 1 в 1796, но уже тяжело больной и сломленный, он кончает с собой в 1802
Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью. стихотворение создано к годовщине Царского лицея и при чтении его Пушкиным на собрании лицеистов было воспринято как спонтанная импровизация. Но продуманность композиции, отточенность формы говорят о тщательной подготовленности этого экспромта. Композиция кольцевая: в конце стихотворения снова возникает мотив смерти, но не как личное ощущение, а как общий закон бытия.… Дни бегут.Невидимо склоняясь и хладея,Мы близимся к началу своему… Пережив опыт одиночества и дружеского участия, лирический герой поднимается на иной уровень миропонимания; усвоив уроки воскрешения дружбой, он думает теперь о том несчастном, кто будет действительно и необратимо одинок - “кому ж из нас под старость день Лицея торжествовать придется одному”
Композиция кольцевая: в конце стихотворения снова возникает мотив смерти, но не как личное ощущение, а как общий закон бытия.… Дни бегут.Невидимо склоняясь и хладея,Мы близимся к началу своему…
Пережив опыт одиночества и дружеского участия, лирический герой поднимается на иной уровень миропонимания; усвоив уроки воскрешения дружбой, он думает теперь о том несчастном, кто будет действительно и необратимо одинок - “кому ж из нас под старость день Лицея торжествовать придется одному”