Пушкин углубил рассмотрение маленького человека, усилил психологизм в его изображении, но в принципах гуманизма был очень близок к Карамзину. Правда, у Пушкина маленький человек — это уже не крестьянин, для Пушкина это отдельная тема. Своего героя Пушкин берет из среды мелкого чиновничества, изображая в «Станционном смотрителе» Самсона Вырина, «сущего мученика четырнадцатого класса (то есть самого низкого чина в тогдашней служебной иерархии, — А.Е.), огражденного своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Пушкин развивает в повести незамысловатый, но трогательный сюжет о том, как гусар Минский увез у старика его дочь, единственную отраду. Все попытки Вырина добиться справедливости тщетны, да и не под силу этому забитому человеку что-либо сделать. И хотя судьба дочери складывается в конце концов счастливо, это не очень влияет на жизнь бедного станционного смотрителя. Он умирает, так и не увидев перед смертью своей Дуни, будучи глубоко несчастным и несправедливо обиженным. Сила сочувствия герою возбуждается в читателе еще и тем, что сам Вырин совершенно не осознать причиненную ему несправедливость, в нем еще не пробудилось чувство собственного достоинства. Он даже не жалуется, не ропщет, не говоря уже о том, чтобы протестовать или возмущаться, он привык к тому, что каждый может его обидеть. В повести отчетливо прослеживается любимая пушкинская тема: нельзя строить свое счастье на несчастье другого, и идиллическая картинка в финале не может заставить забыть о судьбе Самсона Вырина. В повести Пушкина, так же, как и у Карамзина, акцентируются не социальные стороны проблемы, а нравственные, психологические(сократи)
Маленький человек"- обычный персонаж ненаделенный героическими качествами. Он вызывает у читателя жалость, сочувствие и желание Акакий в переводе с греческого - не делающий зла. Гоголь не скрывает ограниченность внутреннего мира своего героя : его косноязычия, отсутствие увлечений, друзей, семьи. Но он показывает положительные качества своего главного героя : преданность работе, трудолюбие, скромность и терпение. Автор подмечает перемену, которая под влиянием мечты стала происходить в герое : он стал смелее, общительнее. Статус героя резко повышается в глазах его сослуживцев. Кульминация повести - отказ Башмачкину " значительным лицом". Типизация образа Башмачкина проявляется в деталях : автор не называет департаменты, сравнивает героя с мухой, говорит о появлении нового чиновника не называя его имени.