Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».
О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в веке все наши классики, а философы конца XIX - начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.
Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова «Дядя Ваня», сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, - вот два полюса в постановке и решении проблемы «Человек и природа».
Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, - вот лишь немногие «плоды» человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.
События в повести описываются параллельно, в этом заключается своеобразие сюжета. Отношения между героями построены на тройном конфликте: между Вакулой и Чубом; Вакулой и Оксаной; Вакулой и чертом.
В повести также развивается конфликт между Солохой и Чубом, и финал в их отношениях остается открытым. Финал сюжетных линий, где главные герои Вакула и Чуб; Вакула и черт; Вакула и Оксана, — закрытый.
Общий сюжет повести условно можно разделить на несколько мини-сюжетов и каждый из них рассматривать отдельно, не забывая, однако, что они переплетаются в ходе повествования и взаимодополняют друг друга, в какие-то моменты становясь одинаково важными для противоположных сюжетных линий. Рассмотрим линию Солоха — Чуб. Завязка: Солоха сажает гостей по очереди в мешки. Кульминация — это обнаружение Чуба, дьяка, а затем головы. Развязка — в восклицании Солохи. как она всех одурачила. В мини-сюжете Вакула — черт завязка: Вакула взваливает мешок с чертом на плечи и идет к Пацюку Кульминация - обнаружение черта, которого кузнец заставляет лететь в Санкт-Петербург. Развязка наступает, когда кузнец бьет черта хворостиной (после возвращения из столицы). Эпилог: картина в церкви, нарисованная кузнецом (финал повести). В сюжетной линии Вакула — Оксана завязкой является Оксаны привезти ей черевики от царицы. Кульминация - Вакула добыл черевики. Развязка: Оксана соглашается выйти за него замуж. Жанр — сказочно-фантастическая повесть, поэтический очерк Малороссии.
Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».
О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в веке все наши классики, а философы конца XIX - начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.
Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова «Дядя Ваня», сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, - вот два полюса в постановке и решении проблемы «Человек и природа».
Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, - вот лишь немногие «плоды» человеческих рук. А таких, как Астров, слишком мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.
В повести также развивается конфликт между Солохой и Чубом, и финал в их отношениях остается открытым. Финал сюжетных линий, где главные герои Вакула и Чуб; Вакула и черт; Вакула и Оксана, — закрытый.
Общий сюжет повести условно можно разделить на несколько мини-сюжетов и каждый из них рассматривать отдельно, не забывая, однако, что они переплетаются в ходе повествования и взаимодополняют друг друга, в какие-то моменты становясь одинаково важными для противоположных сюжетных линий. Рассмотрим линию Солоха — Чуб. Завязка: Солоха сажает гостей по очереди в мешки. Кульминация — это обнаружение Чуба, дьяка, а затем головы. Развязка — в восклицании Солохи. как она всех одурачила. В мини-сюжете Вакула — черт завязка: Вакула взваливает мешок с чертом на плечи и идет к Пацюку Кульминация - обнаружение черта, которого кузнец заставляет лететь в Санкт-Петербург. Развязка наступает, когда кузнец бьет черта хворостиной (после возвращения из столицы). Эпилог: картина в церкви, нарисованная кузнецом (финал повести). В сюжетной линии Вакула — Оксана завязкой является Оксаны привезти ей черевики от царицы. Кульминация - Вакула добыл черевики. Развязка: Оксана соглашается выйти за него замуж. Жанр — сказочно-фантастическая повесть, поэтический очерк Малороссии.