Поэт Константин Бальмонт - один из ярких представителей литературного течения символизм. Стихотворение "Лебедь" написано в 1895 году. В нем создан печальный образ прекрасного белого лебедя, несущего в себе чистоту, счастье, гармонию и красоту. Но лебедь умирает в камышах и поет свою последнюю песню. В этой песне он просит у озера прощения, вспоминая о невозвратном К образу лебедя поэт обратился еще раз, в 1897 году, этот образ несет в себе чистоту, красоту, гармонию, нежность, единение с природой. Образ озера соответствует представлениям человека о широком и неизведанном мире, о непостижимой глубине жизни. Стихотворение богато художественными средствами выразительности. Эпитеты: вода зеркальная; у озера родимого; звезды дальние, пред смертью, вечной, примиряющей. Олицетворения: Заводь спит. Молчит вода зеркальная.; дремлют камыши, плачет лебедь. Сравнения: песня слышится, печальная, как последний вздох души точно он у озера родимого о прощении молил. Риторические вопросы: Отчего так грустны эти жалобы? Отчего так бьется эта грудь? Лексический повтор: Все, чем жил с тревогой, с наслаждением, Все, на что надеялась любовь... Многосоюзие: И когда блеснули звезды дальние, И когда туман вставал в глуши, Лебедь пел все тише, все печальнее, И шептались камыши. Инверсия: Это плачет лебедь умирающий; Метафора: Проскользнуло быстрым сновидением, Никогда не вспыхнет вновь.
Стихотворение состоит из 7 строф, рифма - перекрестная, стихотворный размер - хорей.
Имя литературного героя – Мария Нарышкина. «Это был молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами».
Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе. Она подготовила школу к учебному году и начала учить детей. Дети были больные и голодные. «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать.
Долгие вечера, целые эпохи пустых дней сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание». «И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю. Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про свое намерение».
Через два года село изменилось неузнаваемо. У неё появились друзья, единомышленники в борьбе с пустыней. Люди «в Хошутове стали жить спокойнее и сытее, а пустыня помалости зеленела и становилась приветливей. Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи».
Мысли героя: «Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумертвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..»
Отношение окружающих к герою: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Я очень рад, мне жалко как-то вас и почему-то стыдно... Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево... »
Стихотворение богато художественными средствами выразительности.
Эпитеты: вода зеркальная; у озера родимого; звезды дальние, пред смертью, вечной, примиряющей.
Олицетворения: Заводь спит. Молчит вода зеркальная.; дремлют камыши, плачет лебедь.
Сравнения: песня слышится, печальная, как последний вздох души точно он у озера родимого о прощении молил.
Риторические вопросы:
Отчего так грустны эти жалобы?
Отчего так бьется эта грудь?
Лексический повтор:
Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,
Все, на что надеялась любовь...
Многосоюзие:
И когда блеснули звезды дальние,
И когда туман вставал в глуши,
Лебедь пел все тише, все печальнее,
И шептались камыши.
Инверсия:
Это плачет лебедь умирающий;
Метафора:
Проскользнуло быстрым сновидением,
Никогда не вспыхнет вновь.
Стихотворение состоит из 7 строф, рифма - перекрестная, стихотворный размер - хорей.
А.Платонов. Песчаная учительница.
Имя литературного героя – Мария Нарышкина. «Это был молодой здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами».
Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе. Она подготовила школу к учебному году и начала учить детей. Дети были больные и голодные. «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать.
Долгие вечера, целые эпохи пустых дней сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание». «И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю. Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про свое намерение».
Через два года село изменилось неузнаваемо. У неё появились друзья, единомышленники в борьбе с пустыней. Люди «в Хошутове стали жить спокойнее и сытее, а пустыня помалости зеленела и становилась приветливей. Школа Марии Никифоровны всегда была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи».
Мысли героя: «Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумертвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?..»
Отношение окружающих к герою: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Я очень рад, мне жалко как-то вас и почему-то стыдно... Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево... »