Чему учит сказка? "сказка будит и пленяет мечту. она дает ребенку первое ч у в с т в о г е р о и ч е с к о г о … она учит его мужеству и верности ; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие "правды от кривды. " и. а. ильин. сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. но добрых всегда больше, и их любит удача. а злые плохо заканчивают свою биографию. сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. сказка учит не бояться трудностей. главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. и в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и друзей. сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. а самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. у сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. потому что он не отказывает в тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде. так у героя появляются бесценные волшебные . 
Сила-он только двинет плечём-и не только телегу,самоё лошадь спихнёт с места трудолюбие-одарённый необычайной силой,она работал за четверых -дело спорилось в его руках,и весело было смотреть на него старательность-усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось,ни сору достоинство-герасим был нрава строгого и серьёзного,любил во всём порядок дальше я не уверенна,но это правильно) терпение-глухонемой герасимподчинялся приказаниям барыни,так как был крепостным,подневольным человеком сострадание к татьяны,принялась её,как говорится,шпынять и до того её довела,что та,бедная,не знала,куда глаза деть,и чуть не плакала с досады.герасим вдруг приподнялся,протянул свою огромную ручищу,наложил её на голову кастелянши и с такой угрюмой свирепостью посмотрел ей в лицо,что та так и пригнулась к столу.все умолкли. умение любить-герасим поглядел на несчастную собачонку,подхватил её одной рукой,сунул её к себе за пазуху и пустился большими шагами домой.он вошёл в свою каморку,уложил спасённого щенка на кровати,прикрыл его своим тяжелым армяком,сбегал сперва в конюшню за соломой,потом в кухню за чашечкой молока.