В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», написанном в 1836 году, Пушкин подводит итог своему творческому пути. Здесь, как и в «Пророке», «Поэте», поднимается очень значимая для него тема божественного призвания поэта-пророка.
Трактовка этого стихотворения в течение долгого времени оставалась весьма неоднозначной. Основным источником разночтений служит явное, на первый взгляд, противоречие между смыслом двух последних строф. Если в четвертой строфе, как полагает большинство пушкинистов, поэт признает заслугой своего творчества его общественную и даже политическую активность («...в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал»), то трудно объяснимым становится полное равнодушие к общественному отклику, провозглашенное в пятой строфе («Хвалу и клевету приемли равнодушно»). Однако если прочитывать это стихотворение в контексте других произведений, посвященных этой же теме, то противоречие снимается.
Тема божественного призвания поэта, развернутая в «Пророке» и через другие стихотворения цикла, подытожена здесь в последней строфе:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, на требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Из верности божественному призванию вытекает взаимосвязь двух других тем. Прежде всего, это гордая независимость поэта и его творчества, возвышающая их над обществом, государством, временем («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа»). Поскольку поэт должен быть послушен лишь «веленью Божию», то естественно, что только он сам и может оценить свой труд. Осознание исполненного призвания приводит к тому, что поэт пророчески предсказывает свое творческого бессмертие.
Таким образом, сюжет стихотворения обладает вовсе не противоречивой, а строгой и стройной внутренней логикой. От непокорного вознесения над обществом и временем (1 строфа) лирическая мысль движется к предсказанию своей судьбы в будущем (2—3 строфы), поясняет предсказание (4 строфа) и приходит к итогу — к божественному призванию поэта.
Главный признак романтизма - изображение необычного характера в необычных обстоятельствах. Романтический герой одинок, не понят окружающими, противопоставлен им.
Героем с необычным характером является в поэме "Цыганы" Алеко. Это светский человек, который представлен Пушкиным как личность загадочная, незаурядная, как человек больших страстей и сильной воли. Поэт говорит о его разочаровании в свете, о том, что "его преследует закон", но не раскрывает причин ни первого, ни второго.
Неволя "душных городов" угнетает героя, и Алеко появляется в необычных для человека из высшего света обстоятельствах - в цыганском таборе, кочующем по загадочной Бессарабии, далёкой от шумной столичной жизни, живёт в этом таборе некоторое время, но, чуждый свету, остаётся чуждым и вольным цыганам, принимает их жизненный уклад, их традиции и обычаи только до определённого момента - пока они не затрагивают его интересов. =)
Трактовка этого стихотворения в течение долгого времени оставалась весьма неоднозначной. Основным источником разночтений служит явное, на первый взгляд, противоречие между смыслом двух последних строф. Если в четвертой строфе, как полагает большинство пушкинистов, поэт признает заслугой своего творчества его общественную и даже политическую активность («...в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал»), то трудно объяснимым становится полное равнодушие к общественному отклику, провозглашенное в пятой строфе («Хвалу и клевету приемли равнодушно»). Однако если прочитывать это стихотворение в контексте других произведений, посвященных этой же теме, то противоречие снимается.
Тема божественного призвания поэта, развернутая в «Пророке» и через другие стихотворения цикла, подытожена здесь в последней строфе:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, на требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Из верности божественному призванию вытекает взаимосвязь двух других тем. Прежде всего, это гордая независимость поэта и его творчества, возвышающая их над обществом, государством, временем («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа»). Поскольку поэт должен быть послушен лишь «веленью Божию», то естественно, что только он сам и может оценить свой труд. Осознание исполненного призвания приводит к тому, что поэт пророчески предсказывает свое творческого бессмертие.
Таким образом, сюжет стихотворения обладает вовсе не противоречивой, а строгой и стройной внутренней логикой. От непокорного вознесения над обществом и временем (1 строфа) лирическая мысль движется к предсказанию своей судьбы в будущем (2—3 строфы), поясняет предсказание (4 строфа) и приходит к итогу — к божественному призванию поэта.
Героем с необычным характером является в поэме "Цыганы" Алеко. Это светский человек, который представлен Пушкиным как личность загадочная, незаурядная, как человек больших страстей и сильной воли. Поэт говорит о его разочаровании в свете, о том, что "его преследует закон", но не раскрывает причин ни первого, ни второго.
Неволя "душных городов" угнетает героя, и Алеко появляется в необычных для человека из высшего света обстоятельствах - в цыганском таборе, кочующем по загадочной Бессарабии, далёкой от шумной столичной жизни, живёт в этом таборе некоторое время, но, чуждый свету, остаётся чуждым и вольным цыганам, принимает их жизненный уклад, их традиции и обычаи только до определённого момента - пока они не затрагивают его интересов. =)