Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение разбою и низости опричников. Он готов стоять за правду “до последнего”. Перед боем Степан Парамонович кланяется Царю, царевым слугам, народу русскому, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет жены в заступничестве. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи.
Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав Царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, т. е. без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании – любви к Алёне Дмитревне, а вольный купец не признаёт вмешательства в свою жизнь.
Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства
Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение разбою и низости опричников. Он готов стоять за правду “до последнего”.
Перед боем Степан Парамонович кланяется Царю, царевым слугам, народу русскому, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет жены в заступничестве. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи.
Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав Царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, т. е. без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании – любви к Алёне Дмитревне, а вольный купец не признаёт вмешательства в свою жизнь.
Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства