"Каменный гость" 1. Чего хочет дон Гуан, добиваясь расположения доны Анны? Насколько искренне его желание быть вместе с этой женщиной?
2. Насколько оправдано поведение дона Гуана, когда он приглашает статую командора на его свидание с доной Анной? Можно ли его за это осуждать?
3. Как автор относится к дону Гуану? Почему в конце произведения дон Гуан гибнет?
"Пир во время чумы"
1. Почему герои собираются вместе? Что они собираются праздновать, собравшись за столом?
2. Кто пытается образумить собравшихся? Удаётся ли это? Почему?
3. О чём пытается сказать А.С.Пушкин, рассказывая эту историю? Какие вопросы он задаёт своим читателям?
Купили Ирочке попугая и стала она его дрессировать, учила его говорить, чтобы потом можно было похвастать перед ребятами в школе своимиталантами.
В это время бабушка просила Ирочку ей сходить за чаем или выполнить еще какую-нибудь работу по дому. Однако Ирочка была всецелозанята своим попугаем и потому на все отвечала либо "мне некогда", либо просто "отстань".
Но вот Ирочка решила отнести попугая в школу и похвастать перед ребятами. Приносит она клетку с попугаем и все просят показать, как попугайразговаривает. Ирочка обращается к попугаю, а тот отвечает ей теми же словами, которая Ирочка использовала в разговорах с бабушкой.
Ребята сперва ничего не поняли, потом догадались и весело рассмеялись. Попугай сказал про Ирочку то, чего они не знали.
Некоторые сведения о представлениях древних славян о Вселенной даёт так называемый «Збручский идол». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — предположительно некое хтоническое существо, держащее на себе землю.
Отрывочные сведения о мироощущении древних славян можно получить из древнерусской литературы. В частности, в «Поучении Владимира Мономаха» упоминается Ирий — далёкая южная страна, в которую улетают на зиму птицы. При этнографических материалов мы можем узнать, что Ирий в народной памяти отождествился позже с Раем и олицетворял собой «страну блаженных», тот свет.
Кое-что о представлениях славян может рассказать древнерусская летописная клятва:
А если выше сказанного не выполним… то пусть будем желты, как это золото.
Оригинальный текст (древнерусск.)
Аще ли тѣхъ самѣхъ преже реченыхъ не съхранимъ... да будем злати, якоже злато се...[4]
Данная клятва объясняется тем, что покойники славянами представлялись, как правило, жёлтыми, поэтому в данном случае слова «будем желты» имеют прямое значение «пусть умрём». В связи с этим следует отметить, что золотой цвет часто имеют подземный мир или тридесятое царство в русских волшебных сказках, а также жители этого потустороннего мира[5]. Данная мифологема встречается, вероятно, и у других индоевропейских народов (ср. золотой чертог Одина).