Андрейгоголь говорит о нем: «младший брат его, андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые». он был изобретателен, и это нередко ему избегать наказания во время обучения в бурсе. «он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам». "кто сказал, что моя отчизна украйна? кто дал мне ее в отчизны? отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. отчизна моя - ты! вот моя отчизна! и понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! и все, что ни есть, , , погублю за такую отчизну! "андрий – полная противоположность своего старшего брата. он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». остап остап, хладнокровный, расчетливый, спокойный, уверенный в своих силах, предусмотрительный, разумный, продумывал свои действия. «о! да это будет со временем добрый полковник! – говорил тарас об остапе, - ей-ей будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет! » остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». в нем были заметны наклонности будущего вождя. «крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». остап «никак не избавлялся неумолимых розг. естественно, что это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков». остап считается верным товарищем, он прост и одновременно справедлив по отношению к другим. «он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал».
Страстную тоску передовых современников лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме “мцыри”. замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, лермонтов вынашивал десять лет. в поэму “мцыри ” лермонтов включил строки из своих ранних поэм. лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье. сосланный весной 1837 года на кавказ, он проезжал по военно-грузинской дороге. близ станции мцхеты, под тифлисом, существовал некогда монастырь. здесь встретил поэт блудившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. это был монах-горец. старик рассказал лермонтову, как ещё ребёнком был взят в плен и отдан на воспитание в монастырь. он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. но постепенно свыкся со совей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом. рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински “мцыри”, отвечал собственными мыслями лермонтова, которые он вынашивал много-много лет. в творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: “написать записки молодого монаха 17-ти лет. с детства он в монастыре, священных книг, ничего не читал. страстная дума таится – идеалы.” но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. самое трудное заключалось в слове “идеалы”. прошло восемь лет, и лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме “мцыри”. родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. гимн высокой “пламенной страсти”, гимн романтическому горению – вот что такое поэма “мцыри”: я знал одной лишь думы власть, одну – но пламенную страсть … в своей поэме лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелого и свободолюбивого человека, готового пойти на всё для достижения поставленной цели, готового до конца отстаивать свою свободу. стремление к свободе стало у лермонтова “тоской ” по воле, сделалось страстью, охватившей всё существо человека. в обстановке, сложившейся после 1825 года, поэт не потерял веры в революционное дело. побеждает стремление “действовать”, как писал поэт. романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению лермонтова, к дальнейшей борьбе.