Обычаи - в Карелии, озерном краю, рыболовством занималось практически все население, от мала до велика. Рыба являлась основным продуктом питания в течении всего года. Конечно, у рыбаков сложилось множество традиций и примет, связанных с их промыслом. В аграрных работах карелы следовали лунному календарю. Сеять полагалось только при растущей луне, чтобы урожай прибывал, полоть - при убывающей и т.д.
Традиции - В Карелии активно возрождаются народные традиции и ремесла. Большое значение в традиционной народной культуре края имеет национальный эпос "Калевала". Калевала нашла свое отражение в разных видах творчества: в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, поэзии, танце. Организуется множество праздников и фестивалей, посвященных теме эпоса. Также сохраняется культура народного костюма.
Необычные для нашего времени обряды, обычаи и запреты проходят через всю жизнь древних карел. Они уникальны и тесно связаны с бытом этого народа, являясь неотъемлемой частью их жизни.

Некоторые обычаи и приметы частично дошли и до наших дней. Соприкоснувшись с миром древних карел, намного проще будет понять их глубокую и значимую суть.
В первую очередь, эти ритуалы были связаны с охотой, рыболовством, земледелием, животноводством, а также с различными домашними ремеслами. Каждое из этих занятий сопровождалось особыми приметами и запретами.
ЖИВОТНОВОДСТВО:
Первый выгул скота совершался 23 апреля по старому стилю – в день Егория. В этот день хозяйка дома или дети с колоколом (Боталом) на шее трижды обходили дом, "приглашая коровушек к лету», затем надевали колокол на шею коровы, чтобы уберечь животное от всего плохого.
На следующий день хозяйка выводила корову в шерстяных рукавицах через порог, под которой уже лежала кочерга, заранее подготовленная. Вслед кидали вербы. Корову кормили лепешкой и произносили специальный заговор.
"Святой Егорий - кормилец! Впусти коров в лес, Зверей привяжи железной сбруей, Медными обручами"

Выгнав коров в лес, пастухи обращались к "хозяину леса" - "лесовику" с " " уберечь стадо от потравы зверями и оставляли на пеньке угощенье - обычно домашнюю выпечку или щепотку табаку. После заката солнца молоко запрещалось отдавать.Входя в дом после дойки, хозяйка здоровается с присутствующими после того, как вымоет руки.Когда утром хозяйка гонит скот в лес – со встречными не здоровается.В хлеву тоже был свой дух – «дворовой». В случае болезни скота ему готовилось угощение и оставлялось в дальнем углу. Хозяйка не имела права входить в хлев босиком и без платка, иначе дворовый мог "обидеться" и наказать скотину.
РЫБОЛОВСТВО:
У рыбаков был свой покровитель – святой Петр. Его всегда «приглашали» на свежую, только что приготовленную уху.
«Петр святой, кормилец рыбы, Рыбий бог краев карельских, Подплывай с уловом славным, Пригони плечами рыбу Лишь к моим сетям хорошим, Лишь к моим снастям рыбацким. Миновав соседей сети, Обойдя соседей снасти, Скройся черным духом в море. Поднимись виденьем белым».

Особо почиталась щука. Голову от нее никогда не выкидывали, а использовали в качестве оберега. Её сушили с открытой челюстью и потом вешали над порогом или «навстречу» порогу. Открытая с острыми зубами челюсть отгоняла все «нехорошее» и «нечистое» от приходящих, оставляя это все за порогом, да и «нечистой» силе вход был тоже воспрещен таким оберегом.Удачен ли будет рыболовный сезон, предсказывали и по погоде, но в определенные дни (Масленица и Пасха).Если дул северный ветер – удачи не жди. В ветреную погоду и неполную луну никогда не изготавливались снасти.Удилища было принято лучше изготавливать из рябинового, черемухового и березового дерева, а ольховое и можжевеловое - отпугивало рыбу.В водоемах был свой хозяин – водяной. Лов нельзя было начинать, не обратившись к «духу воды». В воду кидалось «угощение», например, щепотку табака.На вопрос, каков улов, карелы отвечали всегда уклончиво, "чтобы не сглазить".К изготовлению рыболовных изделий женщин не допускали. Сами рыбаки вязали варежку из шерсти для тяги невода.
В аграрных работах карелы следовали лунному календарю. Сеять полагалось только при растущей луне, чтобы урожай прибывал, полоть - при убывающей и т.д.
Традиции - В Карелии активно возрождаются народные традиции и ремесла. Большое значение в традиционной народной культуре края имеет национальный эпос "Калевала".
Калевала нашла свое отражение в разных видах творчества: в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, поэзии, танце. Организуется множество праздников и фестивалей, посвященных теме эпоса. Также сохраняется культура народного костюма.
Обряды, обычаи и запреты древних карел
Необычные для нашего времени обряды, обычаи и запреты проходят через всю жизнь древних карел. Они уникальны и тесно связаны с бытом этого народа, являясь неотъемлемой частью их жизни.

Некоторые обычаи и приметы частично дошли и до наших дней. Соприкоснувшись с миром древних карел, намного проще будет понять их глубокую и значимую суть.
В первую очередь, эти ритуалы были связаны с охотой, рыболовством, земледелием, животноводством, а также с различными домашними ремеслами. Каждое из этих занятий сопровождалось особыми приметами и запретами.
ЖИВОТНОВОДСТВО:
Первый выгул скота совершался 23 апреля по старому стилю – в день Егория. В этот день хозяйка дома или дети с колоколом (Боталом) на шее трижды обходили дом, "приглашая коровушек к лету», затем надевали колокол на шею коровы, чтобы уберечь животное от всего плохого.
На следующий день хозяйка выводила корову в шерстяных рукавицах через порог, под которой уже лежала кочерга, заранее подготовленная. Вслед кидали вербы. Корову кормили лепешкой и произносили специальный заговор.
"Святой Егорий - кормилец!
Впусти коров в лес,
Зверей привяжи железной сбруей,
Медными обручами"

Выгнав коров в лес, пастухи обращались к "хозяину леса" - "лесовику" с " " уберечь стадо от потравы зверями и оставляли на пеньке угощенье - обычно домашнюю выпечку или щепотку табаку. После заката солнца молоко запрещалось отдавать.Входя в дом после дойки, хозяйка здоровается с присутствующими после того, как вымоет руки.Когда утром хозяйка гонит скот в лес – со встречными не здоровается.В хлеву тоже был свой дух – «дворовой». В случае болезни скота ему готовилось угощение и оставлялось в дальнем углу. Хозяйка не имела права входить в хлев босиком и без платка, иначе дворовый мог "обидеться" и наказать скотину.
РЫБОЛОВСТВО:
У рыбаков был свой покровитель – святой Петр.
Его всегда «приглашали» на свежую, только что приготовленную уху.
«Петр святой, кормилец рыбы,
Рыбий бог краев карельских,
Подплывай с уловом славным,
Пригони плечами рыбу
Лишь к моим сетям хорошим,
Лишь к моим снастям рыбацким.
Миновав соседей сети,
Обойдя соседей снасти,
Скройся черным духом в море.
Поднимись виденьем белым».

Особо почиталась щука. Голову от нее никогда не выкидывали, а использовали в качестве оберега. Её сушили с открытой челюстью и потом вешали над порогом или «навстречу» порогу. Открытая с острыми зубами челюсть отгоняла все «нехорошее» и «нечистое» от приходящих, оставляя это все за порогом, да и «нечистой» силе вход был тоже воспрещен таким оберегом.Удачен ли будет рыболовный сезон, предсказывали и по погоде, но в определенные дни (Масленица и Пасха).Если дул северный ветер – удачи не жди. В ветреную погоду и неполную луну никогда не изготавливались снасти.Удилища было принято лучше изготавливать из рябинового, черемухового и березового дерева, а ольховое и можжевеловое - отпугивало рыбу.В водоемах был свой хозяин – водяной. Лов нельзя было начинать, не обратившись к «духу воды». В воду кидалось «угощение», например, щепотку табака.На вопрос, каков улов, карелы отвечали всегда уклончиво, "чтобы не сглазить".К изготовлению рыболовных изделий женщин не допускали. Сами рыбаки вязали варежку из шерсти для тяги невода.