По первому прочтению в школе я воспринял роман как детективную историю с ненужными размышлениями, и, в общем, не очень интересную. Поднакопив жизненный опыт перечитал и был потрясен величием Достоевского и его романа. Каждый его герой, каждая сюжетная линия - это повод задуматься и сделать собственные выводы о жизненно важных вопросах. Ни одной прямой подсказки. Но я сейчас буду говорить об одной линии. Читая, внезапно понял, что человек остается человеком только оставаясь частью общества. Разрушив в своей личности нечто очень важное он становится ИНЫМ, не человеком. Что же такое при этом разрушается? Человечность человека обеспечивают два великих сторожа. Первый из них внешний – само общество, его мораль, его законы (в том числе и юридические), его карательный аппарат. Этот сторож воздействует через страх – страх потерять уважение, страх наказания, страх смерти. Он сильнее воздействует на людей менее развитых, не задающих себе вопроса о своем месте в жизни. Более развитые, по разным причинам начинают освобождаться от страхов и преодолевают их. Иначе как объяснить рост количества преступлений, при количественном и качественном росте контрольных органов? Но основным его недостатком является то, что усиливаясь, этот страж ослабляет второго, внутреннего, потому что на него начинают перекладывать функции внутреннего. Внутренний сторож – это щит воспитания против тех вещей, которые общество считает неприемлемым. У внутреннего стража нет продажных судей, он не спит, он не может обманывать тебя, потому часть тебя. И, когда все остальные барьеры разрушены – он последний бастион, отстаивающий человечность индивида. Страх перед внешним стражем преодолим, перед внутренним нет. Когда Раскольников только подумал о топоре, он уже пренебрег внешним стражем, насильником поневоле. Когда Раскольников мечется «тварь я дрожащая или право имею» - это страх именно перед внутренним стражем, неумолимым и справедливым. И, когда преступает через него, он осознает, что «не старуху я убил, а себя». Он разрушил тот стержень, который делал его человеком. И назад возврата нет. Полицейского заменит другой, душа не заменима. Преступник перед законом может вернуть себе доверие общества и свое. Убивший свою душу, своего внутреннего сторожа останется только оболочкой, как Раскольников. И общество, которое хочет процветания, должно кормить именно внутреннего стража.
Вот эти размышления основное, что я вынес из «Преступления и наказания».
От картин Распутина пахнет свободой, лесом, степью. Они очень яркие и каждая из них разноцветная капелька в реке творчества художника. Они переливаются красками как роса на листике травы. Самобытные, очень динамичные, сильные герои. От каждой картины исходит тепло любви, можно стоять возле каждой и греется, как от солнца. Каждую картину можно рассматривать часами, это витражи, где каждый сантиметр полотна заполнен смыслом. Сам автор очень скромный - смеющиеся глаза, мягкие черты лица, загадТема любви присутствует в каждой картине - это и любовь материнская, и любовь к родине, к близким и родным, ко всему живому. Прекрасные лики женщин и сильные руки мужчин, истина и доброта - два слагаемых красоты внутренней и внешней раскрываются в работах Владимира Распутина.
В нашем мегаполисе, где дома с каждым годом становятся все выше, а пробки все длинней, есть еще место сказке. Сказке, которую создает не маг и волшебник, а обычный человек – Владимир Распутин, сибиряк, горячо любящий Родину, семью и свое дело. А что же он делает? Он – художник, рисующий яркий мир, сродни языческим мифам и легендам, сказкам Пушкина, Жуковского и лирике Фета. Недаром именно он является официальным оформителем большинства альбомов группы «Калинов Мост». Ведь его картины дарят радость даже в самый серый день, потому что они – идеальный мир, мечта детства.
По первому прочтению в школе я воспринял роман как детективную историю с ненужными размышлениями, и, в общем, не очень интересную. Поднакопив жизненный опыт перечитал и был потрясен величием Достоевского и его романа. Каждый его герой, каждая сюжетная линия - это повод задуматься и сделать собственные выводы о жизненно важных вопросах. Ни одной прямой подсказки. Но я сейчас буду говорить об одной линии. Читая, внезапно понял, что человек остается человеком только оставаясь частью общества. Разрушив в своей личности нечто очень важное он становится ИНЫМ, не человеком. Что же такое при этом разрушается? Человечность человека обеспечивают два великих сторожа. Первый из них внешний – само общество, его мораль, его законы (в том числе и юридические), его карательный аппарат. Этот сторож воздействует через страх – страх потерять уважение, страх наказания, страх смерти. Он сильнее воздействует на людей менее развитых, не задающих себе вопроса о своем месте в жизни. Более развитые, по разным причинам начинают освобождаться от страхов и преодолевают их. Иначе как объяснить рост количества преступлений, при количественном и качественном росте контрольных органов? Но основным его недостатком является то, что усиливаясь, этот страж ослабляет второго, внутреннего, потому что на него начинают перекладывать функции внутреннего. Внутренний сторож – это щит воспитания против тех вещей, которые общество считает неприемлемым. У внутреннего стража нет продажных судей, он не спит, он не может обманывать тебя, потому часть тебя. И, когда все остальные барьеры разрушены – он последний бастион, отстаивающий человечность индивида. Страх перед внешним стражем преодолим, перед внутренним нет. Когда Раскольников только подумал о топоре, он уже пренебрег внешним стражем, насильником поневоле. Когда Раскольников мечется «тварь я дрожащая или право имею» - это страх именно перед внутренним стражем, неумолимым и справедливым. И, когда преступает через него, он осознает, что «не старуху я убил, а себя». Он разрушил тот стержень, который делал его человеком. И назад возврата нет. Полицейского заменит другой, душа не заменима. Преступник перед законом может вернуть себе доверие общества и свое. Убивший свою душу, своего внутреннего сторожа останется только оболочкой, как Раскольников. И общество, которое хочет процветания, должно кормить именно внутреннего стража.
Вот эти размышления основное, что я вынес из «Преступления и наказания».
Но знаешь ли ты, в чем добро вековое?
Должны мы любить всех живых, все живое,
Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая,
Вот истина вечная, правда святая.
Все люди ко многим занятиям
Но те лишь прекрасны, что сердцем беззлобны.
(Махабхарата, III тыс. лет до н.э.)
Полнота эстетического вкуса автора как будто выплавляет, выкристаллизовывает свои идеи в масштабных художественных полотнах, где они приобретают особую действенную силу и звучание. Современному художнику сегодня сложно выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность, пробиться к зрителю, не прибегая к дешевому эпатажу. Владимир Распутин, однако, нашел своё место в сибирском искусстве, свой особый язык и красивую тему.
© БН - культурный путеводитель
В нашем мегаполисе, где дома с каждым годом становятся все выше, а пробки все длинней, есть еще место сказке. Сказке, которую создает не маг и волшебник, а обычный человек – Владимир Распутин, сибиряк, горячо любящий Родину, семью и свое дело. А что же он делает? Он – художник, рисующий яркий мир, сродни языческим мифам и легендам, сказкам Пушкина, Жуковского и лирике Фета. Недаром именно он является официальным оформителем большинства альбомов группы «Калинов Мост». Ведь его картины дарят радость даже в самый серый день, потому что они – идеальный мир, мечта детства.