Герой легенды - юноша Данко. Ради свободы своего племени идет на величайшую жертву, испытывая при этом счастье. О подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры.
От болотного смрада стали погибать люди племени, в котором жил Данко. Жутко и безысходно становилось вокруг. Измученные люди хотели уже идти на поклон к врагу, пожертвовав своей волей. И только один, молодой красавец по имени Данко, не захотел терять свою волю, и решился вывести соплеменников из темного леса. Его не смутили предстоящие трудности. Но когда во время пути стало очень сложно и страшно, соплеменники набросились на Данко с обвинениями: не надо было ему, молодому и неопытному, браться за такое трудное дело. Разъяренные, стояли они вокруг него, нельзя было от них ожидать пощады. Юноше не страшна была собственная смерть – соплеменники показались ему жалкими и бес а он любил людей. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещенный «этим факелом любви к людям» : «- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа свое сердце и освещая им путь людям» . Горящее сердце юноши людей от неминуемой гибели. Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе. И всё потому, что он «любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам» . Главную задачу Горький видел в показе потенциальных возможностей Человека, в бескорыстной любви к окружающим, в пожертвовать собой, когда это необходимо. В своем рассказе «Старуха Изергиль» писатель выразил все это в форме легенд о Ларре и Данко..
Поэма Гоголя «Мертвые души» состоит из трех композиционных звеньев, тесно связанных между собой. Третье звено (одиннадцатая глава) посвящено описанию жизни главного героя произведения – Павла Ивановича Чичикова. Гоголь представляет этого персонажа уже после того, как была изображена среда, в которой он действует, и после того, как он выступил героем фантасмагористических слухов (будто Чичиков - это и Ринальди, и Наполеон, и даже сам антихрист). Итак, кто же он таков на самом деле? Биографию Павла Ивановича писатель предваряет емкой характеристикой, демонстрирующей отношение автора к герою: «Итак, припряжем подлеца!» Чтобы понять истоки его характера, Гоголь описывает детство Чичикова, те условия, в которых он воспитывался: «Темно и скромно происхождение нашего героя». И действительно, юные годы Павлуши окрашены в серые и унылые тона. У него не было друзей, дома мальчик не знал тепла и ласки, а слушал лишь наставления и упреки. Когда наступил положенный срок, Чичикова определили в городское училище, где он должен был существовать совершенно самостоятельно. Перед отъездом отец, «благословляя» сына на взрослую жизнь, дал Павлу несколько наставлений. Он велел мальчику угождать учителям и начальникам: «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь». Кроме того, отец наказал сыну не иметь друзей, а уж если с кем и водиться, то только с состоятельными людьми, которые могут в чем-то А главное, он велел Павлуше «беречь копейку». По мнению Чичикова-старшего, только деньги являются в жизни истинными друзьями. Эти слова Павел сделал своим жизненным кредо. Может быть, это были единственные слова, который отец сказал герою в теплой дружеской беседе. Именно поэтому, как мне кажется, Чичиков запомнил их на всю жизнь. Итак, наш герой стал воплощать отцовский завет в жизнь. Он лебезил перед преподавателями, старался быть самым послушным и примерным учеником, пусть и в ущерб своим одноклассникам. Кроме того, Павлуша имел дело только с детьми богатых родителей. И – копил каждую копейку. Чичиков стремился заработать деньги всеми возможными и у него это получилось. После окончания училища Павел Иванович «ступил на гражданскую стезю». Идя к своей цели – обогащению – Чичиков сменил несколько мест службы: казенную палату, комиссию по постройке казенного здания, таможню. И везде герой считал возможным преступить любой моральный закон: он единственный не дал денег больному преподавателю, обманывал девушку, притворяясь влюбленным, ради «хлебного местечка», разворовывал казенное добро, брал взятки и так далее. Судьба много раз разрушала планы героя, оставляла его у «разбитого корыта». Но Чичиков не сдавался - его упорство и вера в себя вызывают невольное восхищение. После нескольких крушительных неудач, когда герой терял буквально все, в голову ему приходит гениальная по своей простоте идея – обогатиться за счет мертвых душ. И он начинает осуществлять свою авантюру, описанию которой и посвящен первый том «Мертвых душ». Таким образом, в одиннадцатой главе своей поэмы Гоголь основное внимание уделяет характеристике социального и психологического облика Чичикова. Писатель показывает, что этот персонаж - герой нового времени, его порождение и воплощение. Делец-приобретатель новой буржуазной формации, делающий главную ставку на «капитал», Чичиков - та «страшная и подлая сила», которая приходит в Россию на смену помещикам-«небокоптителям», но не как и они, содействовать возрождению Отечества.
От болотного смрада стали погибать люди племени, в котором жил Данко. Жутко и безысходно становилось вокруг. Измученные люди хотели уже идти на поклон к врагу, пожертвовав своей волей. И только один, молодой красавец по имени Данко, не захотел терять свою волю, и решился вывести соплеменников из темного леса. Его не смутили предстоящие трудности.
Но когда во время пути стало очень сложно и страшно, соплеменники набросились на Данко с обвинениями: не надо было ему, молодому и неопытному, браться за такое трудное дело. Разъяренные, стояли они вокруг него, нельзя было от них ожидать пощады.
Юноше не страшна была собственная смерть – соплеменники показались ему жалкими и бес а он любил людей. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещенный «этим факелом любви к людям» :
«- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа свое сердце и освещая им путь людям» .
Горящее сердце юноши людей от неминуемой гибели. Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе. И всё потому, что он «любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам» .
Главную задачу Горький видел в показе потенциальных возможностей Человека, в бескорыстной любви к окружающим, в пожертвовать собой, когда это необходимо. В своем рассказе «Старуха Изергиль» писатель выразил все это в форме легенд о Ларре и Данко..