А3. Назовите основной мотив в творчестве М. Ю. Лермонтова. 3. одиночество.
А4. Какой эпиграф предпослан поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? 2. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
А5. Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Ревизор» 3. комедия.
А6. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? 1. ремарка .
А7. Каков тип композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»? 1. рассказ в рассказе.
А8. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»? 2. проблема чести, долга и милосердия.
А9. Ниже приведено высказывание одного из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»: «На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…». Кому принадлежат эти слова? 3. Хлестакову.
А10. Действие повести И. С. Тургенева «Ася» происходит 3. в Германии.
А11.Чей это портрет? «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.» 2. Пугачёва.
А12. Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»: 3. собирательный образ.
А13. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок. годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… а вот фамилии учителя …никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! 2. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
А14. Назовите жанр произведения А. И. Куприна «Куст сирени»» 4. рассказ .
Часть 2.
В1. Как называется картина природы в художественном произведении? ответ:Пейзаж.
В2. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф. И. Тютчева: Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась…. Укажите художественный приём, использованный поэтом. ответ:Олицетворение.
В3. Определите авторство стихотворного отрывка. И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… ответ:А.Блок.
В4. Укажите приём, использованный М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Тучи» (1840): Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. ответ:Сравнение.
В5. Определите размер стихотворения: Поле зыблется цветами… В небе льются света волны… Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны. ответ:Хорей.
В6. Как называется литературный жанр драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим? ответ:Комедия.
В7. Назовите трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге. ответ:Дактиль.
В8. Укажите, какой художественный приём использовал А. А. Фет в выделенных словосочетаниях. Снова птицы летят издалёка К берегам, расторгающим лёд, Солнце тёплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт. ответ: Эпитеты.
В10. Определите авторство приведённого отрывка. Переправа, переправа… Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и правый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле. ответ:А.Твардовский.
Ской «Капитанской дочки» я тоже не придавала эпиграфам особенного значения. Но Пушкин предпослал эпиграф не только ко всей повести в целом, но и к каждой отдельной главе. Поскольку сами события излагаются от первого лица главным героем Петром Гриневым — авторский прием, используемый Пушкиным для большей достоверности, — именно эпиграфы «от издателя» заключают в себе точку зрения автора.
Общий эпиграф — «Береги честь смолоду» — действительно отражает главную мысль произведения, причем не только в образе главного героя Петруши Гринева, но и других героев. Его отец, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе, ставит честь превыше всего — выше карьеры, состояния и душевного комфорта. Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию.
Рассказывая о начале жизненного пути Петруши, обычного дворянского недоросля, Пушкин подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом из «Княжнина» к I главе:
Был бы гвардии он завтра ж капитан.
Того не надобно: пусть в армии послужит.
Изрядно сказано! Пускай его потужит…
Да кто его отец?
Исток верности присяге честных служак вроде капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича объясняет один из эпиграфов (из «Недоросля») ко II главе Старинные люди, мой батюшка.
К III главе Пушкин предпослал сразу два эпиграфа. Первый из них взят из солдатской песни:
Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
Эпиграф как бы предвосхищает описание Белогорской крепости — «забором», простоты нравов в ней и строгого подчинения присяге. Старинное слово «фортеция» как нельзя лучше характеризует состояние крепости. Эпиграф к главе VII тоже взят из народной песни:
Голова моя головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую.
Этот эпиграф — не просто «путеводная звезда» к VII главе, предвосхищающая события: гордый и мужественный ответ капитана Миронова и Ивана Игнатьича самозванцу и их трагический конец на виселице. У этих строчек есть еще одна роль. Она переплетается с народной «песней про виселицу, распеваемой людьми,
А1. Определите жанр произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
1. роман.
А2. Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
2. капитан Миронов.
А3. Назовите основной мотив в творчестве М. Ю. Лермонтова.
3. одиночество.
А4. Какой эпиграф предпослан поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
2. «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
А5. Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Ревизор»
3. комедия.
А6. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?
1. ремарка .
А7. Каков тип композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»?
1. рассказ в рассказе.
А8. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
2. проблема чести, долга и милосердия.
А9. Ниже приведено высказывание одного из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»:
«На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…».
Кому принадлежат эти слова?
3. Хлестакову.
А10. Действие повести И. С. Тургенева «Ася» происходит
3. в Германии.
А11.Чей это портрет?
«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.»
2. Пугачёва.
А12. Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»:
3. собирательный образ.
А13. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.
годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… а вот фамилии учителя …никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»!
2. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
А14. Назовите жанр произведения А. И. Куприна «Куст сирени»»
4. рассказ .
Часть 2.
В1. Как называется картина природы в художественном произведении?
ответ:Пейзаж.
В2. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф. И. Тютчева:
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась….
Укажите художественный приём, использованный поэтом.
ответ:Олицетворение.
В3. Определите авторство стихотворного отрывка.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
ответ:А.Блок.
В4. Укажите приём, использованный М. Ю. Лермонтовым в стихотворении «Тучи» (1840):
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
ответ:Сравнение.
В5. Определите размер стихотворения:
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
ответ:Хорей.
В6. Как называется литературный жанр драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим?
ответ:Комедия.
В7. Назовите трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
ответ:Дактиль.
В8. Укажите, какой художественный приём использовал А. А. Фет в выделенных словосочетаниях.
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
ответ: Эпитеты.
В9. Противопоставление образов, картин, слов, понятий.
ответ:Антитеза.
В10. Определите авторство приведённого отрывка.
Переправа, переправа…
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
ответ:А.Твардовский.
Общий эпиграф — «Береги честь смолоду» — действительно отражает главную мысль произведения, причем не только в образе главного героя Петруши Гринева, но и других героев. Его отец, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе, ставит честь превыше всего — выше карьеры, состояния и душевного комфорта. Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию.
Рассказывая о начале жизненного пути Петруши, обычного дворянского недоросля, Пушкин подчеркивает влияние отца на формирование его характера эпиграфом из «Княжнина» к I главе:
Был бы гвардии он завтра ж капитан.
Того не надобно: пусть в армии послужит.
Изрядно сказано! Пускай его потужит…
Да кто его отец?
Исток верности присяге честных служак вроде капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича объясняет один из эпиграфов (из «Недоросля») ко II главе
Старинные люди, мой батюшка.
К III главе Пушкин предпослал сразу два эпиграфа. Первый из них взят из солдатской песни:
Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.
Эпиграф как бы предвосхищает описание Белогорской крепости — «забором», простоты нравов в ней и строгого подчинения присяге. Старинное слово «фортеция» как нельзя лучше характеризует состояние крепости. Эпиграф к главе VII тоже взят из народной песни:
Голова моя головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую.
Этот эпиграф — не просто «путеводная звезда» к VII главе, предвосхищающая события: гордый и мужественный ответ капитана Миронова и Ивана Игнатьича самозванцу и их трагический конец на виселице. У этих строчек есть еще одна роль. Она переплетается с народной «песней про виселицу, распеваемой людьми,