Казимир Леонидович Лисовский ОСНОВАТЕЛИ
- Чаль, ребята, с Дона!
Не оттуда ль
Это слово и пошло: «чалдон»?
Слышится мне в нем былая удаль,
Гром пищалей, сабель острых звон.
Вижу их, далеких наших предков,
Шедших там, где зверю не пройти,
Где за каждым камнем, каждой веткой
Смерть подстерегала на пути.
Вижу их, плывущих в утлых кочах.
Ветер лица грубые обжег.
Вьюга снегом засыпает очи,
Волны разбиваются у ног.
Иртышом плывут, плывут Тоболом,
По Оби плывут — и там и тут.
По чащобам, по равнинам голым,
Всем смертям наперекор, идут.
Исполать вам, соколы донские!
Степи за Уралом — широки.
Суждены вам битвы, да такие,
Что еще не знали старики.
Суждены вам тризны на курганах,
Злые сечи у иртышских вод,
И змея татарского аркана
Не к одной головушке прильнет.
Но пьянит хмельнее браги воля,
Но постыло вечно спину гнуть.
Беглецу одна на свете доля:
Одиноким перекати-полем
Проторять непроторенный путь.
А цинга нещадно вас косила,
А в ушах — унылый посвист стрел!
Падал навзничь тот, кто встать не в силах.
Шел к восходу тот, кто уцелел.
Тропами нехожеными,
Далями немереными,
По рекам встревоженным,
По лесам ощеренным,
Топями да блатами,
Да хребтами бурыми,
Грудь прикрыв заплатами,
Укрываясь шкурами,
В сечи неминучие
Шли вы безымянными.
Спорили с гремучими
Море-океанами.
Много птицам надо ли,
Коль гнездо покинули?
Спотыкались... Падали...
Поднимались... Хлынули!
Хлынули, да дружными
Ручейками узкими,
Чтоб землицы вьюжные
Стали вечно русскими!
Неужель в курганах затерялась
Дерзость этих душ и этих глаз?
Неужели только в тихий час
Песня проголосная осталась
Памятью единственной о вас?
Как ревела буря, дождь угрюмый
Падал в блеске молний, не спеша,
Как сидел Ермак, объятый думой,
На скалистом бреге Иртыша.
Нет, неправда! Не напрасно ноги,
Проторяя новые дороги,
Били вы в пути, сдирали в кровь...
Встали острозубые остроги
На местах грядущих городов.
Зашумела хлебушком землица,
Избы выросли — то тут, то там,
Сколько живности и разной птицы
Развелось по этим берегам!
Лен серебряные кисти вскинул,
Поклонилась ветру конопля.
Значит, бабам новые холстины...
И встречает пахаря, как сына,
Тучная сибирская земля.
Так вот, тьму татарскую развеяв,
Предок безымянный, сердцем яр,
У слиянья Качи с Енисеем
Выстроил острог, пустырь засеял,
Дал острогу имя: «Красный Яр».
ЛИСОВСКИЙ КАЗИМИР ЛЕОНИДОВИЧ
«Основатели»
1. О чем это стихотворение?
2. В каких строчках произведения заключена главная мысль?
3. Найдите слова и выражения в стихотворении, свидетельствующие о трудности
и опасности выбранного первооткрывателями пути.
4. Постарайтесь отыскать в толковых словарях
лексическое значение слов. Они
глубже понять произведение:
Чалдон -
Утлый -
Коча -
Исполать -
Тризна -
Сеча-
Навзничь -
Острог -
5. Как называется изобразительно – выразительное средство:
Предок безымянный, сердцем яр…
Выстроил острог, пустырь засеял…
6. Какова, на ваш взгляд, авторская позиция в стихотворении?
7. С какой интонацией следует читать произведение?
8. Поразмышляйте над поэтической строкой:
Нет, неправда! Не напрасно ноги,
Проторяя новые дороги,
Били вы в пути, сдирали в кровь…
Встали острозубые остроги
На местах грядущих городов.
Зашумела хлебушком землица,
Избы выросли – то тут, то там,
Сколько живности и разной птицы
Развелось по этим берегам!
9. Какими представляются вам основатели «Красного Яра»?
Главные герои рассказа - обитатели леса: лягушки, аист, дятел, лесная выпь, шмель, бекас. Все, они, в той или иной мере, - певцы и музыканты. Они поют, потому что природа расцветает и потому что жизнь - прекрасна.
**
Главная мысль рассказа: стоит только прислушаться и лес поразит вас разнообразием звуков. Все в природе имеет свой голос. Шмели, лягушки, аисты, болотные выпи, бекасы - все они поют. И пусть они делают это не так красиво как птицы, главное - то настроение, которое они передают своими песнями. Так аист, услышав "пение" (кваканье) лягушек полетел, чтобы съесть их, но заслушался, забыл про своей завтрак и сам начал петь. Пение - это состояние счастья и гармонии, и это именно то, что царит в природе.
Эта идея последовательно проведена в романе, составляя основу той концепции эпохи Ивана IV, которой придерживался Толстой не только в «Князе Серебряном» , но и в драматической трилогии. Ведь именно эта мысль звучит в эпиграфе, где устами римского историка Тацита бичуется рабское терпение, в авторском предисловии к роману, в заключительных ремарках; да и вся система образов построена на противопоставлении носителей нравственного начала (Серебряный, Морозов, Максим Скуратов) Ивану IV и его опричникам.
Наиболее определенно идейная позиция Толстого выражена в образе Ивана IV. Это самый жизненный, полнокровный и динамичный образ романа, в нем заложена большая художественная сила. Психологическая характеристика царя очень интересна и многогранна. Его образ раскрывается и непосредственно, и в различных бытовых подробностях, и в четкой речевой характеристике, и через отношение окружающих.
Автор откровенно тенденциозен в характеристике Ивана. Он показывает его энергичным и искренним, впечатлительным и волевым, он говорит о его государственном уме и проницательности, даже о своеобразно проявлявшемся у него чувстве ответственности за судьбы государства. Но все это только для того, чтобы подчеркнуть, особо оттенить резкий, убийственный контраст с другими - и, по мнению писателя, главными - чертами облика Грозного: с его непоколебимой верой в божественное происхождение царской власти, возвышавшее его над всеми людьми, с его коварной жестокостью. Государственная мудрость царя остается в тени, автор констатирует, но не раскрывает ее, ибо она в его глазах не только не искупает, но даже не смягчает «тиранства» .
Очень существенны высказанные в романе мысли Толстого о той основе, на которой формировался деспотизм царя. Иван «был проникнут, - писал Толстой, - сознанием своей непогрешимости, верил твердо в божественное начало своей власти и ревниво охранял ее от посторонних посягательств; а посягательством казалось ему всякое, даже молчаливое осуждение...» . Эту же мысль развивал писатель в «Проекте постановки на сцену трагедии «Смерть Иоанна Грозного» : «Иоанн.. . до конца проникнут мыслию, что [Россия] - дарованная ему в собственность божьею милостью.. . материал, из которого он может делать, что ему угодно; он убежден, что Россия есть тело, а он душа этого тела...» 7
В трагедии «Смерть Иоанна Грозного» Толстой завершает характеристику царя, раскрывая логический результат тех явлений, истоки которых показаны в романе: «...служа одной исключительно идее, губя все, что имеет тень оппозиции или тень превосходства, что, по его мнению, одно и то же, он под конец своей жизни остается один, без посреди расстроенного государства, разбитый и униженный врагом своим, Баторием, и умирает...» 8
Действие «Князя Серебряного» происходит за девятнадцать лет до смерти Ивана Грозного. Царь еще могуч, он уверенно чувствует себя на троне, он окружен раболепствующими придворными. Ничто, казалось бы, не предвещает краха, но автор убежден, что зло не может существовать вечно, что оно в самом себе содержит зародыш саморазрушения. И во всей тональности романа ощущается идея обреченности, неизбежности краха того зла, которое олицетворяет царь. Толстой судит Ивана Грозного не с исторической, а с этической позиции - и приговор может быть лишь один.