Картина "Лесное озеро" была написана И. И. Левитаном в 90-х годах XIX века. Как большинство других пейзажей знаменитого русского художника, она передает искреннюю любовь этого удивительного человека к своей стране, к природе родного края. Написание картины не было для художника простым. Известно несколько этюдов, на которых Левитан экспериментировал с цветом будущей картины, выбирал композицию, шаг за шагом приближался к воплощению на холсте того, что он хотел нам передать. Кустарник на переднем плане не привлекает внимания, растворяясь на фоне водной глади лесного озера. В левой части картины ровные, как мачты, сосны подошли к самой кромке воды, внимательно вглядываясь в свое отражение. Вместе с темными деревьями на противоположном берегу озера они образуют широкий коридор, вдоль по которому взгляд устремляется вперед и вверх, туда, где залитый солнцем лес соединяется с розовеющим небом, и все это великолепие отражается в водах невозмутимого, без малейшего дуновения ветерка, озера. Контраст цветов, используемых в полотне, создает противоречивые настроения. В какой-то момент кажется, что ты оказался на берегу озера тихим теплым летним вечером, и ничто не может потревожить покой этого уютного места. Кажется, еще немного, и услышишь пение птиц, свивших гнездо в зарослях густого кустарника. Но вот взгляд перемещается вправо, на иссиня-черные деревья, и возникает смутное ощущение тревоги, приближающейся беды. Стоящая на краю обрыва одинокая сосна усугубляет это впечатление, напоминая женщину-солдатку, ждущую вместе с маленькой дочкой мужа, и непонятно, дождется ли... А потом опять обращаешь взор вперед, к солнцу и свету, и верится, что все будет хорошо, что надежда есть, и есть жизнь, и хочется окунуться с головой в это озеро, надышаться этим воздухом до боли в груди. В этой картине непонятная для иностранца тоска по родине, тоска городского жителя, который никак не может вернуться в родную деревню, который уже и забыл, что бывает такая жизнь, а вот увидел — и вспомнил. Вспомнил, как клюет рыба на рассвете, как поют соловьи в середине мая, терпкий запах травы и мычание коров — все то, от чего стремился уехать и к чему теперь так нестерпимо хочется вернуться. И тоска оттого, что все поменялось, и дома уже не встретят ласковые руки мамы, торопящейся с утра напечь оладушек, да и сам уже совсем не тот, что был прежде, но все-таки, как в далеком детстве, любишь свою землю и веришь, искренне веришь, что нет на свете места милее и прекраснее, чем это заброшенное лесное озеро.
Иван Алексеевич Бунин нарисовал очень яркие картины осени, показав ее начало, середину и конец. Их легко иллюстрировать даже начинающим художникам. Я бы выбрала для иллюстрации такие отрывки:
1. Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Рисунок: На заднем плане синева неба, побуревшая трава с редкими упавшими желтыми березовыми и оранжевыми кленовыми листьями. На переднем плане с одной стороны ветка с желтыми листьями , с другой стороны между двух веток висит паутина. На кончике ветки с паутиной сидит мотылек. Вверху - часть солнечного диска. Все краски яркие.
2. Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой...
Рисунок: Фон: серое небо, луна чуть светит из дымки. На переднем плане справа черно-коричневый ствол дерева, ветка от которого пости горизонтально пересекает рисунок. На ветке - черно-коричневая сова и несколько серо-желтых листьев. Краски блеклые.
3. Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Рисунок. Фон - серое небо и серо-коричневая земля. По небу полоска "галочек" - силуэтов летящих гусей. На переднем плане сбоку - черный ствол дерева, согнутый под порывом ветра, с редкими листьями меж ветвей. Под ним - полукругом цепочка уносимых ветром листьев.
Как примерно выглядят иллюстрации, показано в приложении 1,2,3
Иван Алексеевич Бунин нарисовал очень яркие картины осени, показав ее начало, середину и конец. Их легко иллюстрировать даже начинающим художникам. Я бы выбрала для иллюстрации такие отрывки:
1. Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Рисунок: На заднем плане синева неба, побуревшая трава с редкими упавшими желтыми березовыми и оранжевыми кленовыми листьями. На переднем плане с одной стороны ветка с желтыми листьями , с другой стороны между двух веток висит паутина. На кончике ветки с паутиной сидит мотылек. Вверху - часть солнечного диска. Все краски яркие.
2. Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой...
Рисунок: Фон: серое небо, луна чуть светит из дымки. На переднем плане справа черно-коричневый ствол дерева, ветка от которого пости горизонтально пересекает рисунок. На ветке - черно-коричневая сова и несколько серо-желтых листьев. Краски блеклые.
3. Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Рисунок. Фон - серое небо и серо-коричневая земля. По небу полоска "галочек" - силуэтов летящих гусей. На переднем плане сбоку - черный ствол дерева, согнутый под порывом ветра, с редкими листьями меж ветвей. Под ним - полукругом цепочка уносимых ветром листьев.
Как примерно выглядят иллюстрации, показано в приложении 1,2,3