класс Анкета Нори из твору Г.Ибсена Лялковый Дим м’я персонажа.
2. Вік, соціальний стан, походження.
3. Портрет, особливі прикмети.
4. Місце проживання б життя.
6. Родина.
7. Коло спілкування (друзі, вороги).
8. Життєвий девіз.
9. Мета життя.
10. Захоплення, уподобання.
11. Риси характеру.
12. Вчинки, поведінка.
13. Мовлення героя.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толстой определял как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе». Военное лихолетье, человек на войне, память потомков о подвиге солдат — тематика многих художественных произведений, созданных как в военные годы, так и после Победы, разнообразна: К. Симонов «Живые и мертвые», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», В. Быков «Альпийская », «Сотников», Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», К. Воробьев «Убиты под Москвой», В. Кондратьев «Сашка» и другие.
Страдания и беды войны ложатся не только на плечи воюющих мужчин — не обходят они стороной и хрупких женщин. Так, например, С. Алексиевич назвала свою книгу «У войны неженское лицо», отразив в заглавии основную мысль: убийства противны женской сущности, главному назначению женщины на земле — дарить жизнь.
Подвигу девушек-зенитчиц посвящена повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969). В центре произведения — пять женщин с разными характерами, разными судьбами. Они даже на войне не перестают быть девушками, не теряют своего неповторимого очарования: Соня Гурвич любит поэзию Блока, Рита Осянина постоянно думает о своем маленьком сыне, красотой Жени Комельковой, получавшей наряды за стремление отстоять свое право оставаться женщиной на войне, любуются остальные девочки. Под командованием старшины Васкова пять девчонок отправляются на перехват двух диверсантов, а их оказалось два десятка. Вернуться из этого похода было не суждено солдатам Гурвич, Комельковой, Осяниной, Бричкиной и Четвертак. Стремление не пропустить фашистов, любой ценой остановить захватчиков, отомстить за порушенную любовь, уничтоженные семьи, придает хрупким девчонкам недюжинную силу духа. Попрание правил человеческого общежития ставит самих фашистов вне всяческих законов, а потому подвиг зенитчиц обретает общечеловеческое значение.
Трагичен образ старшины, стремившегося своих «солдат», но не сумевшего защитить их. Мысль о том, что с них, с мужчин, спросится после войны, терзает совесть Васкова: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?»
Символичность финала повести (Васков выполняет обещание, данное Рите, позаботиться о ее сынишке) вводит в произведение тему памяти.
Повесть легла в основу знаменитого художественного фильма С. Ростоцкого, а в последние годы была снята китайская версия. Тема Великой Отечественной войны еще долгие годы будет находить свое отражение в литературе, кино, живописи. Память — это то, что отличает человека от других живых существ. Пока жива память, подвиг павших в годы войны будет предостерегать потомков от страшных и жестоких войн, от бессмысленного кровопролития.
А.М. Леонов "Золотая карета" Вопросы и задания ко всему тексту пьесы, прочитанному самостоятельно 1) Как вы думайте, о чем эта пьеса? Какие вопросы поставил ее автор перед читателями? 2) Вы уже знаете, что в основе драматического произведения лежит определенный конфликт. в чем заключается конфликт пьесы "Золотая карета", какие события его развитию? 3) Действие пьесы происходит в разрушенном послевоенном городе. Как повлияла война на судьбы и характеры героев пьесы? Какие проблемы заботят горожан и председателя горсовета Щелканову? 4) В прочитанных вами диалогов герои часто говорят о родине, в том числе малой родине. Как понимают автор и действующие лица пьесы патриотизм? Как отражается это понимание в их поступках, в выборе жизненного пути? 5) Обратите внимание на план нового города, который показывает Марья Сергеевна академику Карееву. В чем смысл этого плана, какова его роль в пьесе? Что символизируют названия будущих переулков и проспектов, планируемые объекты и т.д.? Как раскрывается в этом эпизоде духовый облик Щелкановой?
6) Когда Кореев спрашивает о сроках претворения в жизнь плана города, Щелканова отвечает: " В данном случае это и не важно..." Как вы понимаете смысл этой фразы? Только ли в этом плане заключена мечта Марьи Сергеевны?
7) Что вы можете сказать о взаимоотношениях Марьки и Тимоши? Есть ли, по вашему, у них общее будущие? Искренна ли Марька, когда говорит о том, что всего лишь ненадолго уедет на Памир с Кареевыми, а потом вернется к Тимоше?
8) Чем привлекают друг друга Юлий Кареев и Марька?
9) В чем видит Марья Сергеевна счастье дочери? Почему оказывается наготове чемодан, хотя предложение поехать с Кареевыми было сделано экспромтом?
10) Сопоставьте судьбы старших персонажей пьесы и только что намечающиеся пути в жизни их детей. Не повторяет ли Марья Сергеевна ошибок своей молодости?
11) Как вы понимаете выражение "золотая карета"? Вспомните известные литературные сюжеты, связанные с этим образом? Почему Леонид Леонов так назвал свою пьесу?
12) Многие персонажи часто в своих диалогах обращаются к выражению "золотая карета" (или "карета"). Раскройте понимание каждым из них смысла этого понятия.
13) Есть ли "золотая карета" в жизни Марии Щелкановой? Почему Кареев-старший говорит, что именно ей обязан всеми своими успехами?
14) Какое значение в пьесе преобретает постоянное упоминание Памирских гор - это лишь информация о роде занятий Кареева или нечто большее? Вспомните, что в финале Щелканова обращается к дочери: "За твои высокие, Марька!"
15) Будущий академик Кареев после неудачного сватовства ночью уходит из города, чтобы добиться успеха; в темную ночь призывает Тимошу уйти вместе с ним Березкин, чтобы достичь высот; ночь вступает в свои права, когда с Кареевыми уезжает Марька. Это случайное совпадение или автор вкладывает определенный смысл в образ ночи?
16) Как вы думаете, чем объяснить сложные поиски Леонидом Леоновым финала пьесы? Попробуйте понять его нравственные и художественные сомнения.