класс
Розділ «Бароко і класицизм»
1. Класицизм виник: А) у Франції; Б) в Англії; В) в Іспанії; Г) в Італії;
2. Закон трьох єдностей в драматургії класицизму - це єдність:
А) місця, часу, персонажа; Б) місця, часу, дії; В) теми, персонажа, сюжету; Г) місця, часу, сюжету;
3. Сюжет комедії «Міщанин-шляхтич» ділиться на: А) 4 дії; Б) 5 дій; В) 6 дій; Г) 7 дій;
4. Журден прагне одружитися з Доріменою тому, що:
А) кохає її; Б) хоче привласнити її статки;
В) має намір отримати дворянське звання; Г) хоче жити в місті;
5. Сином турецького султана в комедії перевдягається:
А) Дорант; Б) Клеонт; В) Ков’єль; Г) учитель музики;
6. Укажи значення слова «бароко»:
А) взірцевий, зразковий; Б) дивний, химерний; В) новаторський, передовий; Г) застарілий, забутий;
7. Укажи назву театру Мольєра
А) «Глобус»; Б) «Театр Короля-Сонця»; Б) «Придворний театр»; В) «Блискучий театр»;
8. Укажи представника літератури бароко:
А) Гомер; Б) Сапфо; В) Лі Бо; Г) Л. Гонгора;
Дайте відповіді на запитання: ( )
1. У чому ще, крім навчання, намагається бути схожим на дворян пан Журден?
2. Як пані Журден ставиться до вигадок свого чоловіка?
3. Чому Журден забороняє своїй дочці одружитися з Клеонтом?
4. Як Клеонт і Ков’ель розігрують пана Журдена?
Напишіть короткий твір на одну із тем: ( )
1. У чому я вбачаю актуальність твору Мольєра «Міщанин-шляхтич»?
2. Герой твору Мольєра «Міщанин-шляхтич», який мені найбільше сподобався.
3. Над чим мене змусила замислитися барокова поезія (на прикладі прочитаних творів)?
4. Над чим мене змусила замислитися класицистична поезія (на прикладі прочитаних творів)?
Да, говорить и слышать я не могу, от рождения глухонемой, но думать, слушать, соображать и чувствовать очень хорошо умею. Эх, и за какие грехи перевели меня в услужение к старой барыне в город из деревни? Видно, потому, что я ото всех наших обликом отличался: двенадцати вершков роста, сложен богатырем, самый лучший тягловой, работаю за четверых, да еще и говорить не умею. Вот, без дела теперь сохну здесь в усадьбе старой и скупой барыни, доживающей свой век в одиночестве, только дворня у нее в окружении, потому что она вдова, а сыновья ее служат в Петербурге, дочери вышли замуж… Привезли меня в Москву, как бесправную скотину, как быка, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! Купили мне сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили дворником. Долго я привыкал, никак не мог понять, зачем я здесь, даже часто останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.
То ли дело раньше: я был на воле как дерево, как дуб, исполинский, молчаливый и могучий. Бывало, выйдешь из своей родной маленькой избушки с братьями в поле, и дело спорится, и пашешь, налегая огромными ладонями на соху. Братья смеялись, потому что им казалось, что я один, без лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы моих плеч. А мое постоянное безмолвие придавало торжественную важность работе. Хороший я мужик, а коли язык бы ворочался, глядишь, и жена бы была у меня. А теперь двор мету да стерегу. Смешная работа! Ну что это против работы на земле?! Двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома, да чужих не пускать и по ночам караулить. Недавно двух воров поймал, да так лбами их свел, что они, что на глаза мне попались! Все в округе обходят теперь двор стороной с недоброй мыслью. Я порядок люблю! Вон, гуси, какие важные ходят, все порядком у них, а кто сунется к ним – мало не покажется – защиплют до смерти! И я теперь как гусак по двору хожу порядки навожу! Я усердно исполняю свою обязанность: на дворе у меня никогда ни щепок не валяется, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под мое начальство разбитая кляча-водовозка, я только двину плечом — и не только телегу, самое лошадь спихну с места; дрова ли я примусь колоть, топор так и звенит у меня, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья. С дворней я сошелся, но кажусь из-за молчания своего им угрюмым, поэтому мы коротки со всеми, я их за своих считаю. И каморку под кухней мне дали, сделал я там все сам, как захотел, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, — истинно богатырскую кровать; под кроватью - дюжий сундук; в уголке столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что я сам иногда уроню его и дивлюсь прочности его. Каморка моя запирается на замок, ключ всегда ношу с собой. Я не люблю, чтобы ко мне ходили.
Без дела день-деньской… Такой цветок цветет перед очами, Что я смотрю, смотрю, да и не верю - Во сне иль въявь цветок передо мной? - ямб (двусложный размер, ударение на второй слог)
Кто ты, девушка на белом на коне, Во земном во березовом венке? Куда держишь путь прогалиною вешнею, Позавеянною белою черешнею? - хорей (двусложный размер, ударение на первый слог)
В венке из весенних цветов, Цветов полевых, Овеян вещаньями веков, В одеждах волнистых, красиво живых. - амфибрахий трехсложный размер, ударение на второй слог).