«Севастополь в августе 1855 года» — встреча братьев Козельцовых на Малаховом кургане, чувства защитников Севастополя. В ходе обзора содержания «Севастопольских рассказов» учитель подчеркнет, что в рассказе «Севастополь в декабре месяце» показана общая картина города. Повествователь как бы вводит в атмосферу и быт города читателя-зрителя, делает его соучастником происходящего («Вы подходите к пристани...» ; «Вы смотрите и на полосатые громады кораблей, близко и далеко рассыпанных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движущихся по блестящей лазури...» . «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости...») . Целесообразно дать комментарии к отрывкам, в которых война показана «в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях и смерти» — это описание раненых солдат на перевязочном пункте, поведение защитников четвертого бастиона. Последняя страница рассказа раскроет учащимся веру автора в силу русского народа, его понимание любви к родине как чувства, лежащего в глубине души каждого русского. В рассказах о Севастополе отражена вера автора в духовную, нравственную стойкость защитников города. Один из учащихся читает выразительно отрывок: «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение о невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа, — и эту невозможность видели вы не в этом множестве траверсов, брустверов, хитросплетенных траншей, мин и орудий, одних на других, из которых вы ничего не поняли, но видели ее в глазах, речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя» (Толстой Л. Н. Собр. соч. : В 20 т. – Т. 2. – С. 108). На уроках возможен сопоставительный анализ первого рассказа с рассказом «Севастополь в мае» . Если в первом был воссоздан обобщенный героический образ русского народа, русского солдата, который беззаветно служит Родине, то во втором показан мир аристократических офицеров, подчинивших свои по ступки тщеславию, игре в героизм. Им непонятен строй мыслей пехотных офицеров, «которые живут на бастионах с солдатами, в блиндаже и едят солдатский борщ» , им страшно оказаться там, где атака, обстрел, смерть. Учитель подчеркивает в ходе беседы, что в рассказе «Севастополь в мае» затронуты две важные проблемы толстовского творчества. Автор раскрывает мысль о жестокости войны и прямо говорит, что главный герой его рассказа — правда. Обдумывая смысл рассуждений автора о жестокости войны, десятиклассники обращаются к ряду конкретных образов и событий: это и гибель братьев Козельцовых (рассказ «Севастополь в августе 1855 года») , и характер изображения детей.
«Елка»;«Кот-рыболов»;«Мешок яблок»;«Палочка-выручалочка»;«Это что за птица?»;«Кто сказал «мяу»?»;«Под грибом»;«Петух и Краски»;«Мышонок и Карандаш»;«Разные колеса»;«Яблоко»;«Кораблик»;«Три котенка»;«Цыпленок и Утенок» (и другие).
Михаил Пляцковский
«Мышонок Крошка выходит на лед»;«Прыгающий домик»;«Сердитый дог Буль»;«Тюлентяй»;«Умка хочет летать»;«Шишки»;«Как две лисы нору делили»;«Облако в корыте»;«Как Чернобурчик в футбол играл»;«Песенка для карнавала»;«Фонтан, который умел плавать»;«Солнышко на память»;«Самое интересное слово»;«Сказка о перевернутой черепахе»;«Жужуля» (и другие).
Редьярд Кинплинг
«Сказки и рассказы о животных»Владимир Сутеев
«Елка»;«Кот-рыболов»;«Мешок яблок»;«Палочка-выручалочка»;«Это что за птица?»;«Кто сказал «мяу»?»;«Под грибом»;«Петух и Краски»;«Мышонок и Карандаш»;«Разные колеса»;«Яблоко»;«Кораблик»;«Три котенка»;«Цыпленок и Утенок» (и другие).Михаил Пляцковский
«Мышонок Крошка выходит на лед»;«Прыгающий домик»;«Сердитый дог Буль»;«Тюлентяй»;«Умка хочет летать»;«Шишки»;«Как две лисы нору делили»;«Облако в корыте»;«Как Чернобурчик в футбол играл»;«Песенка для карнавала»;«Фонтан, который умел плавать»;«Солнышко на память»;«Самое интересное слово»;«Сказка о перевернутой черепахе»;«Жужуля» (и другие).Борис Житков
«Рассказы о животных»