Один из самых дивных рассказов бунинского цикла "Темные аллеи" - "Холодная осень". Всего пара страничек в этом рассказе, а перед нами проходит целая эпоха, история жизни героини в течение тридцати лет. А мы, читатели, становимся свидетелями великой трагедии.. . Кругом тишина, но она мёртвая. Все понимают и чувствуют, что это последняя их встреча, этот вечер-и больше никогда такого не будет, ничего дальше не будет. От этого и "трогательно и жутко", "грустно и хорошо". Герой почти уверен, что никогда уже не вернется в этот дом, поэтому он так чуток ко всему, происходящему вокруг него. Он ходит из угла в угол, она вздумала раскладывать пасьянс. Разговор не клеится. Эмоциональный трагизм достигает своей кульминации. Драматический оттенок несёт на себе и пейзаж. Подойдя к балконной двери, героиня видит, как"в саду, на чёрном небе, ярко и остро сверкают ледяные звёзды". Утром во время его отъезда всё вокруг радостно, солнечно, сверкает изморозью на траве. А дом остаётся опустевшим - навсегда. И чувствуется "удивительная несовместимость" между ними (героями рассказа) и окружающей их природой. Не случайно сосны из стихотворения Фета, которое вспоминает герой, становятся "чернеющими". Бунин осуждает войну. Любую. Она нарушает естественный порядок вещей, разрушает связи между человеком и природой, заставляет чернеть сердце и убивает любовь. А идеал Бунина - любовь, пронесенная через всю жизнь, не умерщвленная обыденностью. Доказательство тому- брак героини с человеком "редкой, прекрасной души, пожилым военным в отставке". Но почему-то после смерти мужа она не забывает своего первого жениха, до мелочей помнит последнее свидание с ним, каждое слово, каждую мысль, промелькнувшую в голове! Не забывает она и строки стихотворения А. Фета, прочитанного любимым: Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот; Смотри: меж чернеющих сосен Как будто пожар восстает.. . Этот "пожар"- не только "восход луны", но и война, разъединившая героев навеки. Именно из-за войны жизнь рассказчицы превратилась в "холодную осень".
Очень плавно Бунин подводит к развязке, которая заключена в одном предложении: Убили его (какое странное слово! ) через месяц, в Галиции.
В рассказе есть описание природы. Чаще всего автор указывает время суток: «Это было днем, зто было вечером … » Говорится и о том, сколько времени год» . Описание природы встречается тогда, когда Герасим утопил Муму. Он посадил ее в лодку и поплыл. Плыли они долго. Уже осталась позади Москва, показались деревни. Герасим сам был деревенский. Он очень любил Муму, но не мог ослушаться барыни. Когда он разжал руки и Муму упала в воду, Герасим не слышал всплеска. для него, который никогда ничего не слышал, этот день был самым глухим и безмолвным. Ведь он лишил жизни единственное существо, которое любило его. Когда Герасим открыл глаза, «по -прежнему спешили по реке, как бы гоняясь друт за дружкой, маленькие волны, по-прежнему поплескивали они о бока лодки, и только далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие крути» . Все было, как и прежде. Окружающий мир не заметил гибели маленькой собачки. И только Герасим увидел вдалеке широкие круги. Герасим решил возвратиться назад в деревню. Он шел по дороге тихой летней ночью. Он чувствовал Знакомый запах, его ласково обдувал ветер. Герасим не сльrшал перепелов и коростелей, но в какой-то мере был счастлив. Он «видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела; вндел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им было уже тридцать пять верст» . Сравнивая дорогу со стрелой, автор показывает нам решимость Герасима вернуться к прежней жизни. А звезды и солнце только утвердили его в этом мнении.
Всего пара страничек в этом рассказе, а перед нами проходит целая эпоха, история жизни героини в течение тридцати лет.
А мы, читатели, становимся свидетелями великой трагедии.. .
Кругом тишина, но она мёртвая.
Все понимают и чувствуют, что это последняя их встреча, этот вечер-и больше никогда такого не будет, ничего дальше не будет.
От этого и "трогательно и жутко", "грустно и хорошо".
Герой почти уверен, что никогда уже не вернется в этот дом, поэтому он так чуток ко всему, происходящему вокруг него. Он ходит из угла в угол, она вздумала раскладывать пасьянс. Разговор не клеится. Эмоциональный трагизм достигает своей кульминации.
Драматический оттенок несёт на себе и пейзаж.
Подойдя к балконной двери, героиня видит, как"в саду, на чёрном небе, ярко и остро сверкают ледяные звёзды". Утром во время его отъезда всё вокруг радостно, солнечно, сверкает изморозью на траве. А дом остаётся опустевшим - навсегда. И чувствуется "удивительная несовместимость" между ними (героями рассказа) и окружающей их природой.
Не случайно сосны из стихотворения Фета, которое вспоминает герой, становятся "чернеющими".
Бунин осуждает войну. Любую. Она нарушает естественный порядок вещей, разрушает связи между человеком и природой, заставляет чернеть сердце и убивает любовь.
А идеал Бунина - любовь, пронесенная через всю жизнь, не умерщвленная обыденностью. Доказательство тому- брак героини с человеком "редкой, прекрасной души, пожилым военным в отставке".
Но почему-то после смерти мужа она не забывает своего первого жениха, до мелочей помнит последнее свидание с ним, каждое слово, каждую мысль, промелькнувшую в голове! Не забывает она и строки стихотворения А. Фета, прочитанного любимым:
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает.. .
Этот "пожар"- не только "восход луны", но и война, разъединившая героев навеки. Именно из-за войны жизнь рассказчицы превратилась в "холодную осень".
Очень плавно Бунин подводит к развязке, которая заключена в одном предложении:
Убили его (какое странное слово! ) через месяц, в Галиции.