Комедия «недоросль» — главный труд жизни дениса ивановича фонвизина и первая социально-политическая комедия в . д. и. фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему российского общества. в своей комедии драматург высмеял провинциальную помещичью семью, мир простаковых и скотининых, типичный мир хозяев, господствующих не по праву, мир дворян, недостойных быть дворянами. глава семьи — простакова — полноправная помещица, необразованная, неразвитая, жестокая. высказывания: «разве я не властна в своих людях? » и «то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится» — как нельзя полно характеризуют ее способы хозяйством, дворовыми, мужем. муж, господин простаков, боится своей жены и находится в полной зависимости от нее. так же невежественен, груб и корыстолюбив брат госпожи простаковой скотинин, больше всего и всех на свете любящий свиней. собравшись жениться на софье, скотинин заявляет, что и своих поросят завести хочет. создавая образы старших представителей мира простаковых и скотининых, фонвизин использует говорящие фамилии. основным средством создания характеров является речевая характеристика. особенно яркой является речевая характеристика госпожи простаковой: в зависимости от ситуации и круга общения простакова то грубо бранится (со слугами и мужем), то ласкова и добра (с сыном митрофаном), то «светски» обходительна (со стародумом и правдиным). простакова по-своему чадолюбива. для своего сына митрофана, ленивого и недоросля, простакова наняла учителей: отставного сержанта цифиркина, который учит его ; семинариста кутейкина, грамматику, и вральмана, обучающего его французскому языку и всем остальным наукам. беспросветное невежество, жадность, лень — главные враги митрофана на пути к знаниям. невежество и жадность госпожи простаковой, твердо убежденной в том, что дворянину образование ни к чему, окончательно уродует митрофанушку, не обремененного ни умом, ни занятиями, ни совестью, ни воспитанием. смешно и противно смотреть, как митрофан робеет перед кулачищами скотинина и набрасывается с кулаками на преданную ему еремеевну, как, стремясь показать свою образованность стародуму, с тупой важностью рассуждает о дверях: «котора прилагательна» и «котора существительна». система образования и воспитания митрофанушки — злонравие, а плоды пожинают многие, и среди них мать, которой митрофан заявляет: «да отвяжись, матушка, коле навязалась…» достойные плоды… мира простаковых и скотининых.
Бедная лиза произведение очень грустное трогательное .лиза была милая. нежная.добрая.искренняя.очень заботящаяся о своей матери. лиза была крестьянка ,обычная простая девушка ,была бедна ,зарабатывала на жизнь сама продавала в москве лашдыши.лиза была чиста душой ,доверчива открыта по отношени. к миру и людям . она сохраняла всю верность ,всю любовь к своей половинке .любовью лизы стало крахом всей ее жизни. эраст был дворянин,знатный ,был очень богат. он женился из -за того что он съграл в карты и проиграл все что у него было и поэтому ему пришлось вступить в брак с пожилой женщиной . она былабогата. у эраста было доброе сердце. любовь для него была воплощением его мечты ,думает только о себе самом . в повести Карамзина лиза становится как игрушкой для эраста. я, думаю что эраст променял любовь на деньги ,богатства .лизу на другую пожилую женщину. если бы он сильно любил лизу то он бы не предал и не променял ее. а так получается что ему важнее материальное благополучие. повесть "бедная лиза"первым образом явилось первым образом сентименталической прозы. эраст как эгоист,которому кажется что он готов изминится ради новой жизни. по Карамзину , все люди равны, в одинаковый степени достойны уважения . даже простые люди,могут быть благодарные дворян. именно Карамзин показал что главным героем произведения словесности может быть простой человек . мир его чувства жизнь его сердца. карамзин громко , на всю Россию сказал знаменитую фразу "и крестьянки любить умеют"