Се́ргий Ра́донежский[Коммент. 1], игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в мируВарфоломе́й; 3 мая 1314 года[Коммент. 2] или май 1322 года[Коммент. 3] — 25 сентября 1392 года) — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще)[1]. Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления[2].
Известен также как представитель деятельного исихазма, основоположник русского старчества[1] и возобновительмонашеского общежития[⇨], которое идёт от Антония и Феодосия Печерских.
С XV века почитается Русской православной церковью святым в лике преподобных[⇨] и считается величайшимподвижником земли Русской. С древних времён почитается православными и старообрядцами. Считается покровителем учащихся.
До начала XX века почитание Сергия Радонежского ограничивалось почти исключительно территорией исторической Руси, однако после революции 1917 года оно распространилось далеко за её пределы, что стало заслугой русской эмиграции[3].
В 1940 году папа Пий XII признал допустимым почитание святых Восточной церкви, канонизированных до Ферраро-Флорентийского собора, включая Сергия Радонежского, — в первую очередь греко-католиками. С 1969 года по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия включено в богослужебный календарь римско-католической церкви[4].
Дни памяти у православных, старообрядцев и восточных католиков:
25 сентября (8 октября) — преставле́ние (кончина);5 (18) июля — обре́тение мощей.
В Русской православной церкви имеются и другие дни памяти[⇨].
В приходах западных обрядов римско-католической церкви и в церквах англиканского сообщества день памяти — 25 сентября по григорианскому календарю.
Краткая биография сергия радонежского для детейкуликовской битвы неразрывно связана с именем одного из самых почитаемых святых, основателем троице-сергиевой ларвы сергием радонежским. не случайно на красном холме воздвигнут храм в его честь. по церковному преданию, изложенному в "сказании о мамаевом побоище" и "житии сергия радонежского", преподобный сергий благословил князя дмитрия донского перед его сражением с мамаем на куликовом поле, дал двух иноков пересвета и ослябю, чтобы они, на время оставив иноческие обеты, взялись за меч, чтобы защитить свое отечество и веру. во время сражения преподобный сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит. сергия радонежского часто называют игуменом земли . именно с преподобного сергия началось духовное возрождение, объединение руси после вражды и междоусобиц. в тяжелые годы золотоордынского ига он стал духовным лидером страны. свое моральное влияние он использовал для убеждения сомневающихся и противящихся в том, что для свержения ордынского ига требуется сильная власть, способная объединить все силы и их к победе. являясь наиболее популярным церковным деятелем северо-восточной руси и руководствуясь волей митрополита алексия, сергий неоднократно выполнял его политические поручения, мирил князей. сергий радонежский прожил долгую и праведную жизнь, его не краткая биография полна ярких событий и тесно связана с руси и православной церкви. родился сергий радонежский около 1314 года в семье ростовских бояр кирилла и марии, и был назван варфоломеем. легенда гласит, что юноша тянулся к знаниям, но учеба в церковно-приходской школе ему никак не давалась. и однажды, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. отрок подошел к нему для благословения и рассказал о своей печали. старец благословил его и сказал: «отныне бог даст тебе уразуметь грамоту». и действительно после этого краткого общения с богомольным стариком юноша легко овладел искусством чтения и погрузился в изучение божественных книг. этот эпизод из биографии сергия радонежского хорошо известен по картине художника м. в. нестерова «видение отроку варфоломею», которая хранится в третьяковской галерее (видео сюжет об создания этой картины смотрите в 7-м выпуске программы «третьяковская галерея. одного шедевра» примерно в 1328 году семья варфоломея перебралась в город радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – сергий из радонежа, сергий радонежский. монашеская жизнь преподобного сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом стефаном, иноком хотьковского покровского монастыря, они поселились в лесу на холме маковец и построили небольшой деревянный храм во имя святой троицы. это событие считается датой основания троице-сергиева монастыря, обители, в которую к сергию радонежскому стекались сотни людей, искавшие уединения и упокоения в молитве. сергий радонежский воспитал множество учеников, которые основали десятки монастырей в разных уголках руси, строили храмы, собирая вокруг себя сторонников православия, единой веры и страны. сергий радонежский почитается православной церковью в лике святых как преподобный, заступник земли , наставник монашествующих, покровитель воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении. умер преподобный старец 25 сентября (8 октября)1392 года, а 30 лет спустя, 5 (18) июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи. день кончины святого и день обретения его мощей – особо почитаются рпц как дни памяти святого. более подробные сведения о биографии сергия радонежского можно почерпнуть в следующих изданиях, интересных как взрослым, так и детям:1. житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего сергия, игумена радонежского и всея россии чудотворца/ сост. иеромон. никон (рождественский), впоследствии архиеп. вологодский и тотемский. – сергиев посад: стсл, 2004. – 336 с. 2. преподобный сергий радонежский – великий подвижник земли . – м., 2004. – 184 с. 3. выступивший из границ времени…преподобный сергий радонежский в избранных сочинениях и произведениях искусства xiv – начала xx века. – москва: лето, 2013. – 176 с. 4. житие преподобного сергия, радонежского чудотворца: 100 миниатюр из лицевого жития конца xvi века собрания ризницы троице-сергиевой лавры/авт.-сост. аксенова г.в. – м., культурно просветительный фонд им. нар. арт. с. столярова, 1997. – 236 с. 5. жизнь и житие сергия радонежского/сост., посл. и коммент. в.в. колесова. – м.: сов. россия, 1991. – 368 с. 6. житие преподобного сергия радонежского/авт.-сост. м.а.письменный. – м.: рипол классик, 2003. – 160 с. 7. борисов с.н. сергий радонежский. – м.: мол. гвардия, 2003. – 298 с.
Се́ргий Ра́донежский[Коммент. 1], игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в мируВарфоломе́й; 3 мая 1314 года[Коммент. 2] или май 1322 года[Коммент. 3] — 25 сентября 1392 года) — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще)[1]. Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления[2].
Известен также как представитель деятельного исихазма, основоположник русского старчества[1] и возобновительмонашеского общежития[⇨], которое идёт от Антония и Феодосия Печерских.
С XV века почитается Русской православной церковью святым в лике преподобных[⇨] и считается величайшимподвижником земли Русской. С древних времён почитается православными и старообрядцами. Считается покровителем учащихся.
До начала XX века почитание Сергия Радонежского ограничивалось почти исключительно территорией исторической Руси, однако после революции 1917 года оно распространилось далеко за её пределы, что стало заслугой русской эмиграции[3].
В 1940 году папа Пий XII признал допустимым почитание святых Восточной церкви, канонизированных до Ферраро-Флорентийского собора, включая Сергия Радонежского, — в первую очередь греко-католиками. С 1969 года по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия включено в богослужебный календарь римско-католической церкви[4].
Дни памяти у православных, старообрядцев и восточных католиков:
25 сентября (8 октября) — преставле́ние (кончина);5 (18) июля — обре́тение мощей.В Русской православной церкви имеются и другие дни памяти[⇨].
В приходах западных обрядов римско-католической церкви и в церквах англиканского сообщества день памяти — 25 сентября по григорианскому календарю.