Кого считают отцом комедии? Назовите известные комедии У. Шекспира
Что характерно для таких видов комедии, как «комедия воспитания» и «высокая комедия»?
Что является целью комедии?
Что такое действие?
Что такое явление?
Что такое реплика?
Что характерно для комедии положений?
Что такое комедия нравов?
Давайте попробуем определить его форму. Вспомните, какая стихотворная форма была у поэта излюбленной? (Стихотворение «Зеленый Шум» до сих пор поется как народная песня, т. е. относится к песенной лирике. )
Как бы вы определили главный смысл стихотворения? Почему его называют гимном природе и человеку?
(В стихотворении говорится о возрождении природы и человеческой души. )
Как автору удается этого достигнуть? Чтобы ответить на данный вопрос, попытаемся сначала выяснить, что лежит в основе произведения.
(Исповедь крестьянина, который повествует об измене жены, о приходе весны и об отказе от мести. Но незримо в стихотворении всегда присутствует автор, ведь кому-то мужик рассказывает свою историю, и лирический монолог как бы превращается в диалог. Это одна из характерных черт некрасовской «поэзии сердца». )
В образе кого автор показывает приход весны и пробуждение природы? Что символизирует этот образ? О чем создается представление?
(Прекрасно возрождение природы, которое Некрасов передал взятым из народной поэзии образом Зеленого Шума. Зримый и слышимый одновременно, образ этот создает представление о свежем бодрящем весеннем ветре, о шорохе нежной зелени, о просыпающихся жизненных силах, о вечной юности и любви. )
Как в своей исповеди крестьянин называет то, что случилось с его женой? И как он относится к происшедшему?
(Об измене своей жены он говорит: «Да с ней беда случилася» . И уже в одном этом слове «беда» скрыты и жалость, и прощение. )
Как случилось, что мужик пришел к прощению? Ведь сначала в нем жило чувство мести и желание убить изменницу.
(Некрасов показывает, как под воздействием весенней красоты и радости, разлитых вокруг, в душе человека побеждают светлые чувства. )
Обратим внимание на композицию стихотворения. Как оно построено? С чего начинается и чем заканчивается? Чем являются слова «Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум» ? Что выражает концовка стихотворения? (Композиция кольцевая: начинается стихотворение и заканчивается описанием весны. Слова «Идет-гудет Зеленый Шум… » являются рефреном, усиливающим его главную мысль. Концовка звучит как высший нравственный закон жизни:
Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И – бог тебе судья! )
В чем особенность этого стихотворения?
(1. Оно является сюжетным, в нем – единство эпоса и лирики, взаимопроникновение повествования и переживания.
2. Сфера любви в нем не замкнута. Жизнь вторгается в нее со всеми своими горестями, противоречиями, обидами. Поэтому в стихотворении идет переплетение страдания и радости: любовь светла и одновременно полна драматизма. )
Эти особенности данного стихотворения отражают характерные черты для всей некрасовской «поэзии сердца» .
Какие художественные средства выразительности использует автор в данном стихотворении?
(Олицетворения, сравнения, символический образ Зеленого Шума, эпитеты. Образ крестьянина раскрывается через речь. Она - народная, простая, выразительная: «хозяюшка» , «тростинка милая» , «не замутит» , «типун ей на язык» , «дума лютая» , «жаль сердечную» , «стерпеть – так силы нет» , «сам – друг» , «не то весь век промаешься» и т.. )
Найдите в стихотворении мастерское использование Некрасовым аллитерации. С какой целью этот прием используется?
(В поэзии важны не только слова, но и звуки. В третьей и четвертой строках «Зеленого Шума» в каждом слове слышится звук «р» :
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой…
Если произнести эти две строки вслух, то почувствуешь, что такое скопление «р» происходит недаром: оно нам яснее представить вихревые порывы весеннего ветра, налетающего на кусты и деревья. Некрасов, как великий мастер родного языка, чутко прислушивался к звучанию каждого своего слова.)
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.
Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония исцелить его.
В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.
Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.
После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.
Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она - причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.
Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час – 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу – в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление