Среди поэтических произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны, особое место занимает поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Особое потому, что в военные годы ведущее место принадлежало лирике, что объяснялось необходимостью дать непосредственный отклик на быстро меняющиеся события. Но Твардовский, находясь в тех же условиях, сумел создать эпическое произведение в стихотворной форме, в котором показал и восславил лучшие черты русского национального характера. Поэма «Василий Теркин» имеет авторский подзаголовок: «Книга про бойца». Ее героем является рядовой солдат. Представляя своего героя, Твардовский пишет: Теркин — кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. Тем самым автор подчеркивает типичность своего героя, в его образе обобщены лучшие черты русского народа. Солдатская жизнь была знакома Твардовскому не понаслышке. Он сам был с осени 1939 года в действующей армии и начинал свой боевой путь в звании рядового. Будучи к тому времени уже довольно широко известным поэтом, он активно печатался в армейских газетах. Именно работая в них, в период финской кампании 1939 — 1940 годов, он и создал впервые образ Василия Теркина. Поначалу это был персонаж в основном юмористического плана, но уже тогда его популярность среди солдат была столь велика, что многие считали Теркина реально существующим человеком. Стихотворный зачин к юмористической серии фельетонов и рисунков о Васе Теркине послужил поэту отправной точкой для «настоящего», как он сам называл, «Василия Теркина». Но «настоящий» Теркин был уже не фельетонным персонажем, а живым, полнокровным реалистическим образом. Он сохранил как определяющую черту своей натуры оптимистический, неунывающий характер, склонный к юмору, но приобрел и многие другие качества, присущие русскому солдату: жизнестойкость, храбрость, чувство товарищества, особенно необходимое на фронте, смекалку и самообладание, а главное — непоказной патриотизм,
Конспект урока по русскому языку на тему: «Статья»
Цели:
обучающие: вспомнить признаки разных стилей языка; типы речи и их особенности; обучать работе с текстом, поиску в тексте нужной информации;
развивающие: развивать навыки внимательного и вдумчивого чтения, быстрого нахождения в тексте нужной информации; формировать умение создавать собственный текст исходя из стиля и типа речи; формировать языковое чутье;
воспитательные: прививать любовь к чтению, прививать навык иметь собственное мнение о прочитанном, обсуждаемом.
Оборудование.
- учебник
- раздаточный материал
- проектор
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: урок-исследование
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
-Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.
II. Актуализация опорных знаний
- Назовите типы печатных изданий, которые вы видите (учитель демонстрирует журналы, газеты, словари и т.п.)
III. Мoтивация учебной деятельности
- Какие жанры изложения материала можно встретить в представленных печатных изданиях? (статьи, заметки, объявления)
- Знаете ли вы, что такое статья? (ученики поясняют своими словами)
- Умеете ли вы писать статьи?
IV. Сoобщение темы, целей и задач урока
- Тема нашего урока - «Статья»
(записать в тетрадь число, классная работа, тему урока)
- Назовите цели урока.
- Мы выведем их на слайд:
1) узнать, что такое статья, ее особенности;
2) выяснить структуру статьи
3) определить алгоритм написания статьи.
V. Работа над темой урока
- Статьи на какие темы заинтересовали бы вас, что бы вам захотелось прочесть? (ответы учащихся)
- Всех вас интересуют разные темы. Как вы считаете, что сначала должен сделать человек. Желающий написать статью? (выбрать целевую аудиторию)
- Отметьте первый этап нашего алгоритма.
- В зависимости от аудитории, что следует выбрать следующим шагом? (тему)
- Откройте ваши учебники на стр. 256 (УМК под ред. Шмелева, 7 класс)
- Прочитайте теоретический материал (разновидности статей в зависимости от стиля)
- Что еще учитывается при написании статьи (стили), укажите это как шаг 3 в вашем алгоритме
- Вспомните, что собой представляют эти стили, каковы их особенности? (офиц. – деловой, научный, публицистический)
- Кроме цели, что еще отличает стили между собой? (лексика)
- На что нужно обратить внимание при написании статьи? (на языковые средства) шаг 4.
- Обратимся к упражнению 88 на стр. 257.
- В каком тексте больше служебных частей речи? (в публицистическом), потому что для научного стиля речи, к которому принадлежит первый текст, это не характерно.
- А в каком тексте больше частиц? Почему? (больше частиц во втором тексте, потому что частицы придают здесь дополнительные смысловые оттенки, что недопустимо для первого текста (фрагмент Конституции России).
- Вы определились с аудиторией, выбрали тему, стиль, языковые средства- что надлежит сделать далее? (нужно отобрать материал)
- Перед вами лежат образцы текстов. Представьте, что вам нужно написать статью с учетом стиля текста. Ваша задача отобрать подходящий материал (работа в группах: 3 группы: первая отбирает материал в научном стиле, вторая в официально-деловом, третья в публицистическом) и пояснить свой выбор.
VI. Подведение итогов урока
- Обратимся к целям урока, поставленным в начале урока (слайд). Удалось ли вам добиться поставленных целей?
- Вы хорошо поработали, выявили алгоритм написания статьи, теперь у вас не возникнет сложностей с написанием статьи.
VII. Домашнее задание
- Домашнее задание будет на выбор: выполнение упр. 89(1), стр. 257; написать небольшую статью.
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ
библиотека
материалов ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ
Стамикова Юлия Викторовна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №24»
Г. Стерлитамак
Конспект урока по русскому языку на тему: «Статья»
Цели:
обучающие: вспомнить признаки разных стилей языка; типы речи и их особенности; обучать работе с текстом, поиску в тексте нужной информации;
развивающие: развивать навыки внимательного и вдумчивого чтения, быстрого нахождения в тексте нужной информации; формировать умение создавать собственный текст исходя из стиля и типа речи; формировать языковое чутье;
воспитательные: прививать любовь к чтению, прививать навык иметь собственное мнение о прочитанном, обсуждаемом.
Оборудование.
- учебник
- раздаточный материал
- проектор
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: урок-исследование
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
-Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.
II. Актуализация опорных знаний
- Назовите типы печатных изданий, которые вы видите (учитель демонстрирует журналы, газеты, словари и т.п.)
III. Мoтивация учебной деятельности
- Какие жанры изложения материала можно встретить в представленных печатных изданиях? (статьи, заметки, объявления)
- Знаете ли вы, что такое статья? (ученики поясняют своими словами)
- Умеете ли вы писать статьи?
IV. Сoобщение темы, целей и задач урока
- Тема нашего урока - «Статья»
(записать в тетрадь число, классная работа, тему урока)
- Назовите цели урока.
- Мы выведем их на слайд:
1) узнать, что такое статья, ее особенности;
2) выяснить структуру статьи
3) определить алгоритм написания статьи.
V. Работа над темой урока
- Статьи на какие темы заинтересовали бы вас, что бы вам захотелось прочесть? (ответы учащихся)
- Всех вас интересуют разные темы. Как вы считаете, что сначала должен сделать человек. Желающий написать статью? (выбрать целевую аудиторию)
- Отметьте первый этап нашего алгоритма.
- В зависимости от аудитории, что следует выбрать следующим шагом? (тему)
- Откройте ваши учебники на стр. 256 (УМК под ред. Шмелева, 7 класс)
- Прочитайте теоретический материал (разновидности статей в зависимости от стиля)
- Что еще учитывается при написании статьи (стили), укажите это как шаг 3 в вашем алгоритме
- Вспомните, что собой представляют эти стили, каковы их особенности? (офиц. – деловой, научный, публицистический)
- Кроме цели, что еще отличает стили между собой? (лексика)
- На что нужно обратить внимание при написании статьи? (на языковые средства) шаг 4.
- Обратимся к упражнению 88 на стр. 257.
- В каком тексте больше служебных частей речи? (в публицистическом), потому что для научного стиля речи, к которому принадлежит первый текст, это не характерно.
- А в каком тексте больше частиц? Почему? (больше частиц во втором тексте, потому что частицы придают здесь дополнительные смысловые оттенки, что недопустимо для первого текста (фрагмент Конституции России).
- Вы определились с аудиторией, выбрали тему, стиль, языковые средства- что надлежит сделать далее? (нужно отобрать материал)
- Перед вами лежат образцы текстов. Представьте, что вам нужно написать статью с учетом стиля текста. Ваша задача отобрать подходящий материал (работа в группах: 3 группы: первая отбирает материал в научном стиле, вторая в официально-деловом, третья в публицистическом) и пояснить свой выбор.
VI. Подведение итогов урока
- Обратимся к целям урока, поставленным в начале урока (слайд). Удалось ли вам добиться поставленных целей?
- Вы хорошо поработали, выявили алгоритм написания статьи, теперь у вас не возникнет сложностей с написанием статьи.
VII. Домашнее задание
- Домашнее задание будет на выбор: выполнение упр. 89(1), стр. 257; написать небольшую статью.