Комедия "Недоросль"Фонвизин Д. ( ) ПРОЧИТАТЬ Явление VII, 3 действие
Задание: прочитайте отрывок комедии, как в нём раскрываются характеры героев.? Что высмеивает автор?
Простакова и Митрофан.
Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женисся.
Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня ж быть сговору.
Г-жа Простакова. Придет час воли Божией!
Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.
Цыфиркин очинивает грифель.
Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть…
Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.
Г-жа Простакова (работая). Ах, Господи Боже мой! Уж ребенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!
Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.
Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.
Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и Боже избави!
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…
Митрофан (пишет). Трое.
Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.
Митрофан (пишет). Триста.
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль. Единожды ноль — ноль.
Г-жа Простакова. Что, что до дележа?
Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.
Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.
Митрофан. Десять.
Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.
Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.
Цыфиркин. Сколько ж бы на год?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль — нуль. Один да один… (Задумался.)
Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.
Вральман. Ай! ай! ай! ай! ай! Теперь-то я фижу! Умарит хатят репенка! Матушка ты мая! Сшалься нат сфаей утропой, катора тефять месесоф таскала, — так скасать, асмое тифа ф сфете. Тай фолю этим преклятым слатеям. Ис такой калафы толго ль палфан? Уш диспозисион, 1 уш фсё есть.
Г-жа Простакова. Правда. Правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань.
Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).
Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.
У любого писателя есть свои идеалы,то что художник ищет в жизни и не может найти.Так рождаются образы героев,борцов за свободу,через образы которых авторы пытаются донести до читателя свои мысли,взгляды на жизнь или привлекают внимание к проблемам в обществе.Бездушие,сытая и спокойная жизнь дворянства XIX века,равнодушие людей толкнуло Лермонтова на поиски романтического героя,для которого жизнь-это борьба,бунтарский дух героя рвётся на свободу,пленник мечтает о свободе.Так родился образ Мцыри,юного горца,заточённого в монастырь.
"Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю". Поэма начинается с эпиграфа,запрет их Библии,нарушенный Мцыри.Где сливаются Арагви и Кура,стоит разрушенный монастырь.На старинных плитах хранится память о днях минувших ,о чём и пойдёт повествование. Русский генерал возвращался домой с войны,с ним был мальчик-горец,который не перенёс трудностей пути и занемог.Генерал оставляет ребёнка в монастыре и старик-монах выхаживает мальчика.Ему дают новое имя-Мцыри(послушник) и обращают в православие.Горец растёт замкнутым и угрюмым,он тоскует по родному краю и даёт себе клятву,вернуться на Родину предков.Старик -монах привязывается к воспитаннику,заботится,как о родном сыне и готовит его к подстригу.
Монастырь,где вырос юноша,становится тюрьмой для Мцыри.Все мысли юноши о родном доме,отце и сёстрах,о вольном крае его предков.Гроза,буйство стихии,монахи молятся о а в это время Мцыри бежит из монастыря.Буря в душе пленника,.его не пугает гроза,его душа рвётся домой,в горы,увидеть близких,познать,что такое Родина.Замкнутый и молчаливый юноша впервые испытывает единение с окружающим миром.Три дня беглец провёл на свободе,он встретил любовь,победил барса,доказав себе,что он истинный воин.Увидев грузинку,Мцыри был заворожен её красотой,в глазах девушки он увидел неведомое,назвав это любовью.Природа придавала ему сил,красоту и мощь свободы он увидел вокруг себя,почувствовав себя частью этой красоты.Дикий барс,царь гор,преклонил пред ним колени,проиграв честный поединок. Поняв,что он вернулся к монастырю,Мцыри теряет жажду к жизни,он решает умереть. Исповедь беглеца потрясает,три дня сделали юношу по-настоящему свободным.Его бунтарский дух вырвался из тела покорного пленника.
Лермонтов переживает за Мцыри,ему близок облик своего романтического героя.Смысл жизни в борьбе-в этом автор согласен с Мцыри.Поэма будоражит и пробуждает общество,не оставляет равнодушными и критиков,и единомышленников Лермонтова.
Белинский называет поэму "единением автора с природой":" вся природа несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму!"
Проблема равнодушия,пассивности общества возмущала Лермонтова.Автор призывает людей сами вершить свои судьбы,не быть рабами и бороться за свои идеалы,достигать цели в борьбе,а не существовать и наблюдать со стороны.Смерть Мцыри не напрасна,его образ пробуждает современников Лермонтова.Жизнь Мцыри коротка,три дня свободы и обретение покоя.Юноша не сожалеет о побеге,его волнует лишь то,что он смог сдержать слова и вернуться домой. Мцыри умирает в согласии с собой,его дух свободен,его могила смотрит на горы родного Кавказа,ветер качает акации и доносит звуки далёкой Родины.