Н.А. Некрасов – один из самобытнейших поэтов русской литературы. Его талантливость определила широту его поэтического охвата. Лирика поэта очень разнопланова и многотемна. Но, без сомнения, главной темой Некрасова-поэта можно считать тему народа во всем его разнообразии.
Вообще, особое место в жизни Некрасова занимала любовь к народу. Поэт всегда был чувствителен к страданиям крестьян, а русская женщина всегда была предметом особого внимания и переживаний Некрасова. Поэт восхищается ее красотой:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных, как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Некрасов размышляет о том, что такая красавица должна быть счастливой. Но «не то ей пало на долю». Русская крестьянка обречена на нищету, страдания и раннюю смерть:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Поэт всегда восхищался и, в то же время, переживал, видя непосильный труд русской женщины. «Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать»,- восклицает он. На долю женщины приходятся самые большие испытания, самая тяжелая работа, самая тяжелая жизнь. Русский народ – многострадальный народ, но русская женщина вынуждена терпеть самые большие тяготы: «Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!»
Поэт описывает условия труда русской женщины:
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Терпеливость – вот основное её качество. Она перенести многое на своём жизненном пути. Но своим детям, как и любая женщина, русская крестьянка желает лучшей участи. Поэтому крестьянка–мать у Некрасова чаще всего страдалица, она мучается от осознания того, что её дети также будут глубоко несчастны:
Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
«Несчастные ! Зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою,
И вам судьбы своей не избежать!»
Но тут в стихотворение вступает голос самого автора, который вмешивается в размышления лирической героини. Он пытается её успокоить Поэт говорит о вечных законах жизни, в которой много страданий и боли. Но всё это человек должен мужественно перенести:
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее — тернового венка...
Таким образом, русская женщина у Некрасова овеяна ореолом мученичества. Она - почти святая, которая несет свой «терновый венок», искупая грехи всего народа, человечества. Я думаю, Некрасов был уверен, что на том свете всем многострадальным русским женщинам воздастся сполна. Хоть там, но они будут счастливы.
Поэту очень тяжело видеть страдания других людей, особенно, если дело касается женщин и детей. На мой взгляд, Некрасов - один из ярых защитников обездоленных и обиженных жизнью. Он считает своим долгом рассказать миру об их страданиях:
Вот выбери здесь: оре от ума, Грибоедова. — Бенефис Монахова, ноябрь, 1871 г.
Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.
Все знаменитости первой величины, конечно, недаром поступили в так называемый «храм бессмертия». У всех у них много, а у иных, как, например, у Пушкина, гораздо более прав на долговечность, нежели у Грибоедова. Их нельзя близко и ставить одного с другим. Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собою всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников, — взял себе в эпохе все, кроме того, что успел взять Грибоедов и до чего не договорился Пушкин.
Несмотря на гений Пушкина передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в Гениальные создания его, продолжая служить образцами и источником искусству, — сами становятся историей. Мы изучили «Онегина», его время и его среду, взвесили, определили значение этого типа, но не находим уже живых
Вообще, особое место в жизни Некрасова занимала любовь к народу. Поэт всегда был чувствителен к страданиям крестьян, а русская женщина всегда была предметом особого внимания и переживаний Некрасова. Поэт восхищается ее красотой:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных, как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Некрасов размышляет о том, что такая красавица должна быть счастливой. Но «не то ей пало на долю». Русская крестьянка обречена на нищету, страдания и раннюю смерть:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Поэт всегда восхищался и, в то же время, переживал, видя непосильный труд русской женщины. «Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать»,- восклицает он. На долю женщины приходятся самые большие испытания, самая тяжелая работа, самая тяжелая жизнь. Русский народ – многострадальный народ, но русская женщина вынуждена терпеть самые большие тяготы: «Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!»
Поэт описывает условия труда русской женщины:
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная —
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Терпеливость – вот основное её качество. Она перенести многое на своём жизненном пути. Но своим детям, как и любая женщина, русская крестьянка желает лучшей участи. Поэтому крестьянка–мать у Некрасова чаще всего страдалица, она мучается от осознания того, что её дети также будут глубоко несчастны:
Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
«Несчастные ! Зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою,
И вам судьбы своей не избежать!»
Но тут в стихотворение вступает голос самого автора, который вмешивается в размышления лирической героини. Он пытается её успокоить Поэт говорит о вечных законах жизни, в которой много страданий и боли. Но всё это человек должен мужественно перенести:
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее — тернового венка...
Таким образом, русская женщина у Некрасова овеяна ореолом мученичества. Она - почти святая, которая несет свой «терновый венок», искупая грехи всего народа, человечества. Я думаю, Некрасов был уверен, что на том свете всем многострадальным русским женщинам воздастся сполна. Хоть там, но они будут счастливы.
Поэту очень тяжело видеть страдания других людей, особенно, если дело касается женщин и детей. На мой взгляд, Некрасов - один из ярых защитников обездоленных и обиженных жизнью. Он считает своим долгом рассказать миру об их страданиях:
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс.
оре от ума, Грибоедова. — Бенефис Монахова, ноябрь, 1871 г.
Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед.
Все знаменитости первой величины, конечно, недаром поступили в так называемый «храм бессмертия». У всех у них много, а у иных, как, например, у Пушкина, гораздо более прав на долговечность, нежели у Грибоедова. Их нельзя близко и ставить одного с другим. Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собою всю свою эпоху, сам создал другую, породил школы художников, — взял себе в эпохе все, кроме того, что успел взять Грибоедов и до чего не договорился Пушкин.
Несмотря на гений Пушкина передовые его герои, как герои его века, уже бледнеют и уходят в Гениальные создания его, продолжая служить образцами и источником искусству, — сами становятся историей. Мы изучили «Онегина», его время и его среду, взвесили, определили значение этого типа, но не находим уже живых