мне кажется, михаил булгаков по-особенному освящает эту тему в своем романе «мастер и маргарита». у писателя одной из особенностей является то, что тема любви в произведении раскрывается как бы в двух ипостасях. с одной стороны, ее выразителем является иешуа га-ноцри, с другой – маргарита и мастер.
любовь, воплощением которой является иешуа, полнее всего раскрывается, на мой взгляд, в эпизоде: «я думаю, - странно усмехнувшись, ответил прокуратор,- что есть еще кое-кто на свете, кого тебе следовало бы более, чем иуду из кириафа, и кому придется гораздо хуже, чем иуде! …люди, которые, как я вижу, - прокуратор указал на изуродованное лицо иешуа, - тебя били за твои проповеди, разбойники дисмас и гестас, убившие со своими присными четырех солдат, и, наконец, грязный предатель иуда - все они добрые люди? - да, - ответил арестант».
это не просто любовь. за такую любовь, по моему мнению, полагается и награда, правда, уже не в этом мире. не в этом ли заключается великая сила: любить врагов своих, любить и унижающих тебя?
эти вопросы были решены в библии, и христос стал воплощением прощения и милосердия. теперь эту же тему поднимает и булгаков. нравственный аспект раскрытия темы любви в романе таков, что каждому воздается по заслугам. в этом тоже проявляется библейская, высшая мудрость. бог милостив и прощает грешников, потому что любит их.
так раскрывается высшая ипостась любви как космической энергии. здесь эта любовь - единственно правильное отношение к людям и их поступкам. её выражает иешуа го-ноцри – герой романа мастера о понтии пилате.
а вот еще одна интересная цитата из романа «мастер и маргарита». она отражает другое, земное, воплощение любви между мужчиной и женщиной: «любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! так поражает молния, так поражает финский нож! »
это слова мастера о его встрече с маргаритой. мы видим, что их чувство – это любовь с первого взгляда. она приносит не только радости, но и горести, недаром сравнивается с убийцей. но все же это чувство неотвратимо и предначертано судьбой, как удар финским ножом в темном переулке.
интересно, что встреча двух героев действительно произошла в переулке, где не было ни души. это булгаков подчеркивает особо. произошла эта встреча днем, в центре москвы, рядом с многолюдной тверской. но на улице никого не вспомним, что на патриарших, в сцене знакомства писателей с дьяволом, тоже не было ни души. но там «безлюдность» была явно подстроена «шайкой» воланда. можно ли расценить эту бросающуюся в глаза параллель иначе, чем указание на то, что встреча мастера с маргаритой была подстроена воландом? я думаю, можно сказать и так, потому что это чувство в конце концов принесло героям смерть… мотив предопределенности и неизбежности звучит в их любви с самого начала.
принято считать, что любовь маргариты, её самопожертвование явились наградой мастеру за все те страдания, которые он испытал. но, по-моему, по-настоящему, до конца, герои смогли быть счастливы только после смерти, удалившись на покой. хотя мастер и маргарита и были счастливы какое-то время, обитая вместе в «подвале особнячка», но после этого наступила черная полоса. она могла к одинокой смерти героев, если бы не вмешалась нечистая сила. по булгакову получается, что воздаяние за любовь возможно только в «вечном» мире.
и все же именно любовь, принесшая так много горя, выстоять мастеру и маргарите против всех трудностей, встретившихся на их пути. любовь очищает героев и преображает их. и в итоге они сами становятся похожими на иешуа. так булгаков соединяет две свои книги, замыкает круг образов, связывая их всех вместе.
важно, что у м.а. булгакова вообще все взаимосвязано. и конец у него– это всегда начало, точно также как смерть – это всегда рождение. и лишь одна любовь постоянна.
спецификой раскрытия темы любви у булгакова является то, что само это чувство рассматривается как некая константа, одна из самых постоянных человеческих эмоций, независящих ни от времени, ни от обстоятельств.
мне кажется, михаил булгаков по-особенному освящает эту тему в своем романе «мастер и маргарита». у писателя одной из особенностей является то, что тема любви в произведении раскрывается как бы в двух ипостасях. с одной стороны, ее выразителем является иешуа га-ноцри, с другой – маргарита и мастер.
любовь, воплощением которой является иешуа, полнее всего раскрывается, на мой взгляд, в эпизоде: «я думаю, - странно усмехнувшись, ответил прокуратор,- что есть еще кое-кто на свете, кого тебе следовало бы более, чем иуду из кириафа, и кому придется гораздо хуже, чем иуде! …люди, которые, как я вижу, - прокуратор указал на изуродованное лицо иешуа, - тебя били за твои проповеди, разбойники дисмас и гестас, убившие со своими присными четырех солдат, и, наконец, грязный предатель иуда - все они добрые люди? - да, - ответил арестант».
это не просто любовь. за такую любовь, по моему мнению, полагается и награда, правда, уже не в этом мире. не в этом ли заключается великая сила: любить врагов своих, любить и унижающих тебя?
эти вопросы были решены в библии, и христос стал воплощением прощения и милосердия. теперь эту же тему поднимает и булгаков. нравственный аспект раскрытия темы любви в романе таков, что каждому воздается по заслугам. в этом тоже проявляется библейская, высшая мудрость. бог милостив и прощает грешников, потому что любит их.
так раскрывается высшая ипостась любви как космической энергии. здесь эта любовь - единственно правильное отношение к людям и их поступкам. её выражает иешуа го-ноцри – герой романа мастера о понтии пилате.
а вот еще одна интересная цитата из романа «мастер и маргарита». она отражает другое, земное, воплощение любви между мужчиной и женщиной: «любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! так поражает молния, так поражает финский нож! »
это слова мастера о его встрече с маргаритой. мы видим, что их чувство – это любовь с первого взгляда. она приносит не только радости, но и горести, недаром сравнивается с убийцей. но все же это чувство неотвратимо и предначертано судьбой, как удар финским ножом в темном переулке.
интересно, что встреча двух героев действительно произошла в переулке, где не было ни души. это булгаков подчеркивает особо. произошла эта встреча днем, в центре москвы, рядом с многолюдной тверской. но на улице никого не вспомним, что на патриарших, в сцене знакомства писателей с дьяволом, тоже не было ни души. но там «безлюдность» была явно подстроена «шайкой» воланда. можно ли расценить эту бросающуюся в глаза параллель иначе, чем указание на то, что встреча мастера с маргаритой была подстроена воландом? я думаю, можно сказать и так, потому что это чувство в конце концов принесло героям смерть… мотив предопределенности и неизбежности звучит в их любви с самого начала.
принято считать, что любовь маргариты, её самопожертвование явились наградой мастеру за все те страдания, которые он испытал. но, по-моему, по-настоящему, до конца, герои смогли быть счастливы только после смерти, удалившись на покой. хотя мастер и маргарита и были счастливы какое-то время, обитая вместе в «подвале особнячка», но после этого наступила черная полоса. она могла к одинокой смерти героев, если бы не вмешалась нечистая сила. по булгакову получается, что воздаяние за любовь возможно только в «вечном» мире.
и все же именно любовь, принесшая так много горя, выстоять мастеру и маргарите против всех трудностей, встретившихся на их пути. любовь очищает героев и преображает их. и в итоге они сами становятся похожими на иешуа. так булгаков соединяет две свои книги, замыкает круг образов, связывая их всех вместе.
важно, что у м.а. булгакова вообще все взаимосвязано. и конец у него– это всегда начало, точно также как смерть – это всегда рождение. и лишь одна любовь постоянна.
спецификой раскрытия темы любви у булгакова является то, что само это чувство рассматривается как некая константа, одна из самых постоянных человеческих эмоций, независящих ни от времени, ни от обстоятельств.
1
Затем, Татьяна настрочила письмо Онегину с признанием в любви ("ах, какой пассаж"),
"Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать"
А Онегин ответил ей, что называется, тет-а-тет:
"Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней".
...
Полюбите вы снова: но...
Учитесь властвовать собою;"
Затем, Татьяна перспективно вышла замуж.
"Но я другому отдана;
Я буду век ему верна".
А Онегин довыбирался:
"За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей".
Так вкратце.
2
Она живет мечтами, а не реальностью.
Послав письмо Онегину, она была уверена, что он ей ответит взаимностью, но даже после его отказа хоть она и расстроиться, она будет его любить.
Татьяна Ларина - верная, преданная, самоотверженная натура.
Пушкин считал ее идеалом Русской женщины. А так и есть!
Евгений потом , что не увидел в ней истинной душевной красоты и обширности!
3
Он является истинным мастером сюжетной интриги. Так, в третьей главе после письма Татьяны мы ожидаем свидания героев. Но автор небрежно сообщает нам:
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.
И свидание героев переносится в 4-ю главу. Так с какой же целью